Не надо бояться инновационного образования

Качественное образование дает нам возможность получить и использовать знания, ведущие к созданию нового, конкурентоспособного товара, а в конечном счете — к построению богатого и сильного государства. В то же время в производственном секторе промышленного комплекса Беларуси удельный вес осваиваемой новой продукции пока составляет лишь 2,3 процента в год, хотя с точки зрения экономической безопасности его значение должно быть не менее 6 процентов.

Продолжается снижение объема научно-исследовательских работ и численности исследователей. С начала 90-х годов прошлого века их количество сократилось в 3,3 раза. За последнее десятилетие доля исследователей в возрасте 30—39 лет уменьшилась вдвое, а старше 60 — увеличилась почти в пять раз.
Сейчас белорусская система образования функционирует исходя из запросов населения, не обеспечивая их тесной связи с потребностями государства. Этим объясняется избыточность выпуска отдельных специалистов и нехватка других (особенно тревожит дефицит квалифицированных рабочих кадров). Кроме того, она строится на знаниях иногда заведомо устарелых или быстро устаревающих и поэтому не совсем пригодных к использованию в профессиональной деятельности. Значительное количество выпускников не готово и не умеет самостоятельно добывать знания, не компетентно в  области инновационного менеджмента. Чтобы решить эти и другие проблемы, не надо в очередной раз реформировать систему образования, нужно лишь придать ей инновационность, изменить ее качественно.
Локомотив, вперед лети!
инновационная система образования должна формировать человека, знающего реальные проблемы и потребности отраслей народного хозяйства и способного их решить и удовлетворить. Основное же ее предназначение — вывод Республики Беларусь на качественно новый социально-экономический уровень развития. Мы можем его сделать только за счет подавляющего преобладания производства высоконаучного продукта по отношению к энергоемкому. Другого варианта просто не существует. Понятно, что в таком случае образование будет выступать не придатком экономики, а ее локомотивом, центром, в котором генерируются новые знания.
Несомненно, стержнем инновационного образования должно быть формирование гражданственности у наших учеников или студентов. Без выработки этих черт у каждого выпускника обозначенная цель — высокое качество жизни всех граждан — достигнута не будет, так как производимый интеллектуальный и материальный продукт в конечном счете принесет лишь обогащение отдельных представителей общества.
Не пеленайте менеджера туго!
Сейчас преобладает мысль о том, что инновационность должна быть характерна лишь этапу подготовки кадров, причем основной упор делается на высшую школу.
На мой взгляд, это не совсем верно. Инновационное образование должно быть непрерывным, начинаться с дошкольного периода и заканчиваться с завершением человеческой жизни. Пожалуй, это самый сложный момент, так как потребуется не только вычерчивание индивидуальной линии развития конкретного человека, но и привязка ее к линии развития государства, к его потребностям, причем не нынешним, а будущим. Поэтому для перехода к инновационному образованию крайне необходимо провести прогноз возможных направлений развития социально-экономической сферы, разработать методологию и выполнить расчет прогнозного рынка труда не на 5—10, а на ближайшие 20—25 лет (12 лет — школа, 4—6 — вуз, 1—2 — магистратура, 3—5 — аспирантура). Это первейшая и основная задача. Школы, лицеи, колледжи, вузы и даже детские сады должны знать, какие специалисты и в каком количестве потребуются государству в будущем. Только после этого можно грамотно проводить проф-ориентационную работу, начиная с ранних ступеней образования, учитывая желания личности, но рассматривая их через потребности государства. Введение допрофильной подготовки на второй (5—10-й классы) ступени средней школы и профильного обучения на старшей (11—12-й классы) может способствовать решению проблемы оптимизации подготовки кадров. Потребуется пересмотреть и содержание учебных предметов, учебных программ, специальностей с целью исключения из них устарелых знаний и наполнения знанием, соответствующим достижениям современной науки (нанотехнологии, биотехнологии и т.п.). Пока же в учебных курсах (особенно школьных) не отражены либо недостаточно отражены относящиеся к ним приоритетные направления, востребованные республикой даже на современном этапе. Многие взрослые люди отмечают, что огромная часть сведений и умений, полученных в школе, оказалась забытой в силу их ненужности.
Очень важно, чтобы на всех уровнях и ступенях образования педагоги вырабатывали у учащихся и студентов стремление самостоятельно получать знания. При этом ни в коем случае нельзя умалять обязанности педагога и становиться на путь “поступил в вуз (лицей, колледж), так учись сам, а мы будем только контролировать”. Роль учителей и воспитателей в инновационном образовании настолько огромна, что в связи с этим не помешало бы перейти к новой системе подготовки педагогических кадров — не только с профессиональной точки зрения, но и этической, и моральной.  Понятно, что это предварительно потребует переподготовки и повышения квалификации по указанным областям знаний профессорско-преподавательского состава и уже работающих школьных учителей. Возможно, возникнет необходимость во внесении изменений в некоторые официальные документы, касающиеся правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения. Но дело того стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter