Раввин Григорий Абрамович о том, почему на Шавуот у евреев происходит молочная трапеза

Не молоком единым

Шавуот — праздник дарования Торы народу Израиля, который будет отмечаться на следующей неделе. Есть в нем несколько акцентов. Когда-то это был праздник первых плодов, приносимых в Иерусалимский храм. Во время службы читаются Десять заповедей и Свиток Рут — тот самый текст о моавитянке Рут, которая выступает примером принятия заповедей Всевышнего и соединения с народом Израиля. Как в древности, так зачастую и сегодня это еще и праздник урожая.

Примечательно, что праздничная трапеза на Шавуот обязательно включает молочную пищу. Упоминание об этом мы находим у автора XVI века рава Моше Исерлиса в комментариях к книге «Шульхан Арух» (раздел Орах хаим, 494:3). В XIX веке рав Исраэль-Меир а-Коен (он, кстати, родился в городе Дятлово Гродненской губернии) объяснил, откуда взялась такая традиция. С получением Торы евреи приняли и обязательство соблюдать законы кошерного приготовления мяса. Осознав, что все мясное было не кошерно до момента правильного приготовления, они могли есть только молочные продукты. Именно в честь этого евреи вкушают их на праздник Шавуот, пишет в книге «Мишна брура» (494:12) рав Исраэль-Меир а-Коен, больше известный как Хафец-Хаим. Свою работу он писал, тщательно анализируя всевозможные источники информации в течение 13 лет. Кстати, земля Израиля и в самой Библии описывается как «страна, текущая молоком и медом».

Вариативность праздничной молочной трапезы — от творожного пирога и сырников до сметаны и мороженого.

Но не молоком единым славен Шавуот. Мудрецов волновало, что же услышали в этот день евреи на горе Синай. Толкование I—II веков нашей эры (мидраш «Мехилта», раздел Баходеш 9) утверждает, что, получая Тору от Всевышнего, евреи услышали все Десять заповедей и поняли их. Однако Рабби Симлай придерживался утверждения, что Моше (Моисей) услышал все 613 заповедей. Есть и мидраш к книге «Песнь песней» (Шир га-Ширим Рабба 1), где указано, что слушать заповеди было непросто и евреи смогли услышать только три первых слова. Раввин Менахем Мендель из Риманова в конце XVIII века пишет и вовсе достаточно революционно: евреи, возможно, услышали только одну букву из всех заповедей. Это была первая буква алфавита — Алеф. Впрочем, именно с этого начался диалог Всевышнего и народа Израиля.

Понадобились века, чтобы не окончательно определиться, а хотя бы предположить, что евреи вкушали и что они услышали от Всевышнего на праздник Шавуот. Поэтому неудивительно, что у Дня Иерусалима — праздника, которому всего 56 лет, нет пока ни конкретного чтива, ни особой трапезы. Мы в Центре Бейт Симха в Минске празднуем его с организациями ЕА и НАТИВ не более десяти лет. Но эти факты учат нас ценить те дары, которые передали нам предки в виде знаний и тысячелетних традиций. Так пусть Всевышний даст нам признание и понимание особой мудрости дарования Торы.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter