“Не могу сидеть без настоящей работы!”

Первым производственным объектом на территории хозяйства, который показали нам, была свиноводческая ферма. Первое впечатление — будто мы не туда попали. Отсутствие грандиозных сооружений, глазу фотокорреспондента не за что зацепиться. Но, как оказалось, за этой внешней непритязательностью скрывается расчетливый хозяйский подход.Довольно большая территория обнесена проводами электропастуха. За оградой из кустарников видны лужи, густо заросшая земля. Вместе с заместителем руководителя хозяйства Б.Барсегяном осторожно перешагиваем через провода. В разных местах видим корыта, наполненные комбикормом, и емкости с сывороткой. Быстро убедились, что свиньи в просторнейшем загоне блаженствуют: корма вдоволь, животные по природной привычке могут рыться в земле, купаться в лужах (и в емкостях с сывороткой). Свиноматки здоровы сами и приносят здоровое потомство.
Из когорты легендарных

Вячеслав Константинович Шафранский — из той когорты сельских руководителей, которую можно без натяжек называть легендарной. 35 лет назад ему доверили возглавить колхоз, и с той поры (с небольшими перерывами) он несет эту нелегкую ношу. Несет с достоинством. Как говорят знающие люди, только какие-то досадные обстоятельства помешали ему быть удостоенным высших наград Советского Союза. Все время на передовой, все время в числе лучших. И сейчас в свои 68 лет он по-прежнему на аграрной передовой. Энергия Вячеслава Константиновича не иссякает. Не так давно он перенес тяжелую операцию, немудрено, что при таких бешеных нагрузках сердцу понадобился текущий ремонт. Но он легко взбегает на второй этаж конторы.
— За вами трудно угнаться, — говорю ему вдогонку.
— А я всем своим специалистам, кстати, молодым людям, говорю: вы хотя бы успевайте за мной, — отвечает Шафранский на мой комплимент.
Вячеслав Константинович не может себе позволить работать кое-как.
В июле 2004 года ему предложили возглавить совхоз “Тетерино”, который считался абсолютно неперспективным. Причем одинаково были запущены и животноводство, и полеводство. Положение усугубилось после присоединения совхоза “Шепелевичи”. Из двух хозяйств получилось одно огромное. Двадцать деревень, полторы тысячи человек, каждый третий — пенсионер. И казалось, что уже никто не справится с  проблемами Тетерино, Шепелевичей и других населенных пунктов.
Руководители района активно искали выход. Требовался испытанный лидер. Выбор выпал на представителя старой гвардии Вячеслава Шафранского. И родственники, и знакомые отговаривали, мол, зачем тебе эта обуза, хочешь работать — найди место поспокойнее. Он выслушал аргументы, взвесил все и решил согласиться с предложением возглавить трудное хозяйство.
— Не могу сидеть без настоящей работы, не приучен пасовать перед трудностями, — говорил Вячеслав Константинович. — Считаю, что не бывает безнадежно отстающих хозяйств. Тем более что в государстве взят курс на оздоровление, на подъем сельского хозяйства. Я решил, что негоже оставаться в стороне, и возглавил хозяйство.

Малая родина Вячеслава Константиновича Шафранского — деревня Ахимковичи Круглянского района. Он родился в многодетной семье, с детства приучен к труду. Официальная трудовая биография началась в Нижнем Новгороде, тогда ведь, как поется в песне, адресом был весь Советский Союз. Но, получив права водителя, Вячеслав все-таки вернулся в родной район и стал работать по специальности в колхозе “Шлях Ільіча”. Поступил на заочное отделение Городокского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства. Пять лет был заместителем председателя колхоза, а в 1973 году стал лидером. 20 лет он был бессменным председателем колхоза. Слава передового хозяйства — это плоды его труда. Колхоз неоднократно побеждал в республиканском соревновании, большое количество колхозников награждалось орденами и медалями, ценными подарками.
Вячеслав Константинович возглавлял районные организации, избирался председателем сельсовета.
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.

Где хранится ключ к успеху

— Вячеслав Константинович — талантливый руководитель, и на первом плане у него — экономические показатели. Он старается, чтобы производственные затраты были минимальными, — так характеризует своего руководителя его заместитель Бег Барсегян.
Когда Вячеслав Шафранский принял хозяйство “Тетерино”, на свиноферме оставалось не более сотни свиней.Сейчас поголовье выросло до 1170 штук.  И уже есть планы расширить его до 2 тысяч голов. Для этого переоборудованы надлежащим образом все старые помещения, даже те, которых как будто ждала одна-единственная участь: быть разрушенными ковшом бульдозера.
— У меня такой принцип, — говорит Вячеслав Константинович, — не разрушать то, что еще может послужить делу. Это легче всего: выкопать яму и свалить туда обломки стен и крыши, но тогда душа будет не на месте.
Осматриваем объекты, на которых недавно трудились или еще трудятся строители.
— Например, это помещение называли памятником, оно испокон века стояло полуразрушенным и только портило вид. Мы думали его ликвидировать. Но дедушка (так мы с уважением называем Вячеслава Константиновича) запретил, мол, похоронить можно все, но мы могильщиками не будем. Сейчас здесь размещаем свиней.
Метод Шафранского не требует больших материальных затрат. Причем он касается не только строительства. Например, для кормления свиней используют концентрированные корма, но без воды. Не надо пугаться, животных не мучают жаждой, им предлагают исключительно сыворотку, которую молокозаводы в большинстве случаев отправляют в канализацию. А в “Тетерино” решили, что ее выгодно забирать автомобилями хозяйства и пускать, что называется, в оборот. Затраты составляют только транспортные расходы и зарплата водителя.
Заведующая свинофермой Светлана Нестеренко говорит, что хотя  ее хозяйство не похоже пока на современное производство, но везде грамотно соблюдаются зоотехнические и ветеринарные требования, животные здоровы. Люди из окрестных и дальних деревень охотно покупают поросят для домашнего хозяйства. С начала года продали почти тысячу голов. Это свидетельство качества.
Тетерино — Орша или Тетерино — Могилев?
Хозяйство, которым руководит сейчас Вячеслав Шафранский, называется сложно ЧУП “АСБ “Тетерино”. Оно входит в структуру такого финансового гиганта, как АСБ “Беларусбанк”. Казалось бы, такое преобразование навсегда избавляет от необходимости считать копейки, скрупулезно анализировать расходы.
— Да, нам оказана огромная материальная помощь. В прошлом году, например, смогли приобрести сельскохозяйственной техники на 3 миллиарда рублей. Но мы ведь не временщики, надо заложить такой фундамент, чтобы вложения давали существенный эффект.
В “Тетерино” уже приучены считать расходы. Вячеслав Константинович сам внимательно следит за конъюнктурой на рынке животноводческой продукции и учит этому подчиненных. Есть два маршрута: Тетерино — Орша или Тетерино— Могилев. Там расположены перерабатывающие предприятия.
Если на мясокомбинате или молочном заводе в Орше принимают мясо или молоко на рубль дороже, то он дает команду отправлять их только туда. Это непросто дается. В Круглом и Могилеве недовольны: как это так, хозяйство находится в Могилевской области, а свою продукцию сдает в Витебскую?! Но Вячеслав Константинович привык обходить стену местнического непонимания, не обращать внимания на брюзжание. Впрочем, было не только брюзжание, звучали и угрозы, езжай, мол, и работать в Витебскую область.
— Разные перипетии встречались на моем пути, — рассказывает Вячеслав Константинович, — теперь я всегда внимательно слушаю выступления Президента страны Александра Григорьевича Лукашенко, это дает мне силы и уверенность в своей правоте. На земле надо хозяйствовать с толком, получать от труда выгоду.

В кормушках — гречка, кукуруза, сено

Очередной объект нашей деловой экскурсии — бывший заброшенный склад. Теперь в нем размещаются телята. Помещение в обиходе называется реанимацией. Почему?
С комплекса и ферм сюда привозят ослабленных телят и создают им идеальные условия для поправки здоровья. В кормушках самое настоящее богатство. Помимо овса, муки собственного размола, сена лежат гречневая крупа, зерно кукурузы. Ешь — не хочу! После пребывания в тетеринской “реанимации” телята становятся окрепшими, здоровыми.
Создание так называемой реанимации — лишь небольшое звено в стройной системе животноводческой отрасли. Чтобы молочное стадо получало лучшее пополнение, закуплены так называемые домики — небольшие пластиковые боксы белорусского производства для новорожденных телят. В них тепло, уютно, комфортно. И фермы стали выглядеть красивее.
Хозяйский подход не замедлил сказаться на результатах. В прошлом году в ЧУП “АСБ “Тетерино” произведено 2993 тонны молока, реализовано 515 тонн мяса. В нынешнем году намечен рост соответственно на 128,6 и 121,4 процента.
Если в прошлом году надой от коровы составил 4800 килограммов, то в нынешнем он возрастет до 5500. Полгода отработали в соответствии с производственной программой. Товарность молока составила около 87 процентов, и этот показатель вырос по сравнению с прошлогодним на 10 процентов. 97 процентов молока продается высшим сортом. Жирность — 3,76 процента. В хозяйстве шесть молочных стад, все они пасутся на культурных пастбищах, закуплены передвижные дойки.
Гречка, кукуруза и другие деликатесы в кормушках молодняка — не показуха. Здесь создана замечательная кормовая база. В начале лета в хозяйстве оставался солидный запас кормов, свыше ста тонн сена, около двух тысяч тонн сенажа и пять тысяч тонн кукурузного силоса. Делились кормами и с другими хозяйствами. А в первую зиму, вспоминает Вячеслав Шафранский, по привычке “косили дугой”, сами покупали корма у соседей.
Начальник участка № 1, базирующего в деревне Шепелевичи, Олег Тишков рассказывает, что на заготовке кормов ежедневно заняты два-три подборщика и семь автомобилей для отвозки массы. В конце июня в Шепелевичах уже было заготовлено свыше пяти тысяч тонн сенажа, под навес уложено 350 тонн сена.
Но есть у него и серьезные претензии к объединению “Гомсельмаш”. Агрегат КВК, поступивший в хозяйство в прошлом году, совсем немного времени поработал на уборке кукурузной массы и стал. Новенькая мощная машина стоит на машинном дворе. Видимо, есть в новинке серьезные недоработки, и обидно, что “Гомсельмаш” не торопится их устранять.

Второе рождение комплекса

Наш очередной собеседник — начальник комплекса по откорму крупного рогатого скота Татьяна Климкова. Она работает здесь второй год  и честно признается, что не совсем хорошо знает историю фермы, когда ее построили. Но с нынешним положением знакома досконально.
Комплекс влачил жалкое существование. Сейчас он переживает основательную реконструкцию. Обновляются помещения, благоустраивается территория, подъездные пути.
— Раньше, — рассказывает Татьяна Анатольевна, — животных держали в клетках по десять — пятнадцать голов. Сейчас клетки убираются, животные переводятся на привязное содержание. Это заметно увеличивает привесы. Сегодня мы взвешивали скот, привесы на уровне одного килограмма и 150 граммов в день.
В рационе откормочников по три килограмма концентратов (мука и плющеное зерно) в сутки, 15 килограммов силоса и достаточное количество зеленой массы.
Для комплекса закуплен агрегат “Триолет”, по сути, это мобильный кормоцех. Все виды кормов загружаются в него, смешиваются и раздаются по кормушкам. Обслуживает агрегат механизатор Владимир Козлов и не нарадуется новой технике.
Для работников созданы неплохие условия. К месту работы их привозит автобус. Открыта столовая. Стоимость обеда из трех блюд — около 500 рублей. Рядом с комплексом теплица для выращивания ранних овощей и зелени.
Заработная плата работников комплекса составляет 600—750 тысяч рублей.
За январь—май реализовано 261,8 тонны мяса. Прибавка к прошлогоднему периоду составила почти 90 тонн. 74 процента скота высшей упитанности.

Старая ферма — хорошо, а новая — лучше

Умение Шафранского получать выгоду из старых построек — ценное качество, но он понимает, что для развития хозяйства надо использовать и прогрессивные методы. Старые постройки рано или поздно придут в негодность. В общем, в хозяйстве возле деревни Глыбокое начато строительство современного коровника. И хотя в “Тетерино” любят и умеют строить самостоятельно (такой метод дешевле), но на этот раз прибегли к помощи подрядчиков — Круглянской  ПМК-266, имеющей добрую славу.
Старший прораб Сергей Гарцуев показывает объект, оценивая степень его готовности на 40 процентов. Проектный срок строительства — 18 месяцев, но, судя по всему, он будет сокращен. В хозяйстве намереваются пустить его в эксплуатацию в октябре—ноябре нынешнего года.
Строительство объекта, по словам Сергея Гарцуева, обеспечено всем необходимым: деньгами, техникой, специалистами. На объекте ежедневно работает до 100 человек. Взаимопонимание с заказчиком полное, недоразумений не возникает.
На территории фермы оборудованы сенажные траншеи, и полным ходом идет загрузка их сочным кормом.

В гостях у доярки

В строительстве жилья на селе у Шафранского огромный опыт. В колхозе “Шлях Ільіча”, которым он раньше руководил, было построено более ста квартир, средняя школа, Дворец культуры, детский сад, общежитие, торговый центр. Как говорит Вячеслав Константинович, и государство помогало, и сами в шапку не спали. Теперь, считает Вячеслав Шафранский, важно построить дом в нужном месте и поселить в него нужных людей, чтобы не затратить деньги впустую. В деревне Тетерино новые дома строятся на освободившихся участках. По-хозяйски используется земля, и новое строение гармонично вписывается в структуру населенного пункта.
Вместе с Бегом Барсегяном подъезжаем к дому доярки Валентины Клочковой. Заранее о своем визите мы никого не предупреждали, собственно, и цели такой не ставили, просто осматривали деревенскую улицу. Валентина Васильевна стояла у калитки и беседовала о чем-то с соседкой.
— Кстати, — заметил Бег Владимирович, — это же наша лучшая доярка, давайте поздороваемся. У нее уникальная по нынешним временам семья. У Клочковых — десять детей. Они недавно переселились в добротный новый дом.
На вопрос, довольна ли она новым домом, Валентина Васильевна отвечает утвердительно, хотя и самим пришлось участвовать в отделке. Теперь все в порядке, дом им обошелся бесплатно, наоборот, еще за оклейку обоев зарплату выписали.
На работу в деревню Храпы, где находится молочнотоварная ферма (это два с половиной километра от родного дома), добираются то на велосипеде, то пешком.
— Это правда, что у вас десять детей?
Валентина Васильевна, видимо, привыкла к удивлению заезжих и отвечает с широкой улыбкой, радостно:
— Правда! Старшему сыну Сергею 27 лет, он работает в родной деревне, а младшему Виктору только 8 лет, он перешел в третий класс.
— Валентина Васильевна, вы довольны своими детьми, своей судьбой?
— Конечно, детьми очень довольна! Они мне помогают, радуют.
Семья очень большая, поэтому вынуждена жить, как говорится, на два дома, заселен новый, но и старый используется.
— Тяжело работать дояркой?
— Тяжело, ферма старая, но сейчас руководство хозяйства делает все, чтобы облегчить труд. (В группе, которую обслуживает Валентина Васильевна, 51 корова.)
— С Вячеславом Константиновичем общаетесь?
— Да, я обращалась к нему за помощью, он никогда не откажет. Молодец!

А в чем секрет?..

Хозяйственный круговорот в “Тетерино” впечатляет. Чувствуется, что люди поверили в лучшее будущее и трудятся с настроением.
Мы говорим с Вячеславом Константиновичем о том, как же удалось добиться перелома.
— Мое желание поднять хозяйство с колен совпало с желанием сельчан нормально работать. Правда, следует уточнить: с желанием большинства из них, потому что хватает еще и разгильдяев, и лентяев, и воришек, и болтунов. Пришлось объявить, что в истории хозяйства начинается новая эра, что с любителями выпить, прогулять, украсть нам не по пути. Отдельных штрафовали, кого-то уволили. Прикрыли лазейки, которые использовали любители чужого добра. Некоторые роптали, некоторые писали в разные инстанции. Жалобы проверяли, но курс на обновление хозяйства был поддержан.
Возрождению хозяйства способствует крепкая и конкретная поддержка власти.
Неоценима помощь АСБ “Беларусбанк” во главе с Надеждой Андреевной Ермаковой. В хозяйство направлено достаточное количество средств. Первая же встреча с Надеждой Андреевной вселила оптимизм. Она сказала: “Помогая селу, мы делаем всех нас богаче!” Слова эти мне пришлись по душе. Беларусбанк сделал очень много для развития хозяйства, оказав огромную финансовую помощь. Мы смогли приобрести технику, реконструировать фермы, приобрести различные материалы. Надежда Андреевна и сама бывает у нас, смотрит, как используются средства, какие перемены происходят на земле, на фермах. Она вникает в социальные проблемы, часто беседует с людьми, особенно ее интересуют женские,  семейные вопросы. От общения с ней всегда поднимается настроение и усиливается желание работать.
Со стороны кое-кто может усмехаться, мол, Шафранскому легко, ему деньги падают, можно сказать, с неба. Я таким критикам говорю: получить деньги — это только возможность стартовать. А вот вкладывать их в дело нужно с умом. К тому же все легко считается, принесли деньги эффект или нет, есть от них польза или все растрачено впустую...
В “Тетерино” делается ставка на гармоничное развитие земледелия и животноводства. О делах на фермах мы уже говорили. В земледелии намечено увеличить урожайность зерновых на 5 центнеров на круг и довести валовой сбор до 600 тонн. Как говорится, без усушки и утруски. Прибавка будет обеспечена за счет повышения культуры земледелия.
К жатве уже готовы восемь комбайновых экипажей, лучший механизатор хозяйства Александр Антонов намерен превысить прошлогодний рекорд в 2030 тонн.

Что тревожит

Общаясь с таким человеком, как Вячеслав Константинович Шафранский, обогащаешься не только информацией — начинаешь острее чувствовать пульс сельской жизни, ощущать ее напряженность, улавливать перемены и отчетливее ценить мудрость собеседника.
Его остро заботят социальные, житейские проблемы, с которыми он сталкивается, что называется, лоб в лоб. Президент страны принимает меры по отношению к тем родителям, которые плохо выполняют свои непосредственные обязанности по воспитанию детей. По мнению Шафранского, необходимо принять и закон, как он его называет, о тунеядстве. На территории хозяйства проживает около 90 человек, ведущих антисоциальный, аморальный образ жизни. Они нигде не работают, но пить-есть им надо, вот и процветает воровство.
Шафранский убежден, что их можно привлечь к полезной работе, нужна только политическая воля. Например, их можно привлечь к заготовке местных видов топлива, к окультуриванию заброшенных участков, наведению порядка в деревнях. Шафранский считает, что общество вправе подойти к подобным гражданам более требовательно.
На днях исполнилось четыре года с того дня, как Вячеслав Константинович принял бразды правления в “Тетерино”.
— Не жалеете о своем шаге?
— Нет. Налицо благоприятные перемены в хозяйстве. А это большая радость для меня! Силы тратятся не зря!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter