Не миллионеры, а альтруисты

Как поднять в нашей системе образования престиж аспирантуры?

Сколько «весит» совет педагога, когда молодой человек задумывается о поступлении в аспирантуру?

Молодежь в науке – проблема, которая поднимается не первый год и стоит достаточно остро. Министр образования Александр Радьков неоднократно говорил: молодежь делает выбор в пользу бизнеса, в то время как профессорско-преподавательский состав высшей школы стареет. «Недобор в аспирантуру — колоссальная проблема, — отмечал он. — Это не просто тревожный звонок, это набат тревоги». Несомненно, это так. Ведь инновационное развитие государства требует высококвалифицированных специалистов. А значит, престиж аспирантуры нужно повышать. Но как это сделать? С этим вопросом «Р» обратилась к ректору Белгосуниверситета академику, доктору технических наук, профессору, лауреату Государственной премии Беларуси Сергею АБЛАМЕЙКО (на снимке).

— Ситуация, действительно, сложная. Все последние годы и БГУ, и многие другие вузы, и НАН Беларуси не выполняли план по приему в аспирантуру. И только в прошлом году ценой очень больших усилий Белгосуниверситет достиг отметки 100 % и набрал 228 человек. Всего в БГУ — в аспирантуре, докторантуре и в форме соискательства — обучается 848 человек.

В основном корень проблемы лежит в материальной плоскости. После окончания университета (а часто и магистратуры) ребята приходят в аспирантуру и получают стипендию 679 тысяч рублей. Заработок тех, кто пойдет работать, как минимум, будет вдвое больше (а программисты получают после университета значительно больше). Вот студент и думает, то ли ему заняться наукой, то ли деньги зарабатывать. Да и после окончания аспирантуры, и даже защиты диссертации, к годам тридцати получать будешь полтора-два миллиона.

В Белгосуниверситете, конечно, делается все, чтобы поддержать будущего ученого. Дается возможность дополнительного заработка: через зачисление на полставки на научные темы или на преподавательскую работу. Стараемся финансировать поездки на конференции, содействуем в подготовке публикаций, поиске грантов и многом другом. И на начальном этапе помогаем студенту, который тяготеет к занятию научной деятельностью, принять верное решение.

— Сергей Владимирович, и насколько действенна такая подсказка? Послушается ли студент преподавателя, зная все плюсы и минусы поступления в аспирантуру?

— Есть момент, когда студент колеблется. Допустим, его интересует научная деятельность, но он сомневается, стоит ли продлевать в связи с этим время обучения. Вот тогда на помощь ему приходит педагог. Хороший педагог. Если отмахнуться, сказать: принимай такое решение, какое хочешь, скорее всего, молодой человек уйдет. Но вот если он увидит, что в нем заинтересованы, что он не будет предоставлен сам себе, обязательно останется. И особенно важно, если мы хотим пополнить ряды молодых ученых, не потерять самых способных, этот момент не упустить.

— В вузах есть программы, определяющие, сколько студентов должно быть вовлечено в научную работу, составляются планы набора в аспирантуру. Может быть, в погоне за количественными показателями мы упускаем качество?

— Я так не думаю. Например, набор студентов в аспирантуру мы не можем не планировать – на их обучение идут бюджетные деньги. Другое дело, что вузы совместно с Минобразования определяют, каких специалистов мы должны готовить больше. Скажем, есть сегодня потребность в кандидатах наук по ядерной физике, значит, их квота в числе аспирантов будет больше. Что же касается развития научно-исследовательской работы студентов, то цифры, которые сюда закладываются, весьма условные. И мы это делаем исходя из опыта прошлых лет, чтобы не снизить планку.

Качество подготовки аспирантов, несомненно, величина особенно важная. Мы над этим работаем. Хотя, что греха таить, и у нас, и во многих других вузах, найдутся недобросовестные руководители, не уделяющие должного внимания своему подопечному. Поэтому подбор педагогических кадров в вузе – под особым контролем.          

— Отучиться в аспирантуре, если можно так выразиться, — это только полдела. А сколько страна впоследствии получает кандидатов наук?

— Защит достаточно много. Хотя год окончания аспирантуры в этом смысле не определяющий. В БГУ, например, в прошлом году защитились 12 процентов из выпускников аспирантуры, это самый высокий показатель среди вузов Беларуси. Мы призываем не откладывать защиту в долгий ящик и стимулируем этот процесс. Тем, кто защищается по окончании аспирантуры, платим премии: это касается как руководителей, так и аспирантов. Так что заинтересованность тут обоюдная.

Кроме того, в последние годы в БГУ интенсивно реформируется система послевузовской подготовки с целью облегчения положения аспиранта. Так, например, кандидатскую по философии, иностранному языку и информатике можно защитить в период обучения в магистратуре.

И все же многие защиты проходят в последующие годы. Этому есть объяснение: три года для подготовки кандидатской работы – маловато, поскольку за это время нужно сдать кандидатский экзамен по специальности, проделать большой объем научной работы, написать научные статьи, опубликовать их в журналах и внедрить свою разработку на предприятии. Поэтому зачастую защиты происходят уже через 3—5 лет после окончания аспирантуры. Но суть даже не в этом. Важно, что страна получает специалиста с инновационным мышлением.

— И все же часть выпускников так и не решаются дойти до защиты. В чем причина?

— Тут много причин. Написать кандидатскую диссертацию и ее защитить — большая и тяжелая работа, за которую, как я упоминал, еще и платят немного. Вторая причина — в достаточно высоких требованиях ВАК к диссертациям. И особенно трудно проходят защиты, как я увидел в БГУ, по гуманитарным наукам.

Эта система сложилась еще в советские годы. Нужно ли ее менять? Полагаю, нет. Однако, на мой взгляд, стоило бы несколько смягчить требования к работам, в частности, в области гуманитарных наук. Скажем, в философии или социологии на одну проблему может быть несколько точек зрения, и все они будут по-своему правильными. И это нужно учитывать.

— Сергей Владимирович, многие ученые сетуют на то, что в нашей стране оплата их труда не слишком высока. За рубежом ситуация лучше?

— Во всем мире ученые – не миллионеры, а скорее альтруисты. Это люди, увлеченные своим делом настолько, что финансы уходят на второй план. Многие из них крепко становятся на ноги лишь к 40—50 годам и то при этом работают на двух-трех работах.

Наши аспиранты сетуют на низкие стипендии? Во многих странах их просто не платят, нет распределения. Так что в итоге ты предоставлен сам себе. Найти же работу молодому кандидату (или доктору по-западному) не так-то просто! Низкие стипендии, а главное, неопределенность в будущем отпугивают студентов, например, в Италии. Об этом нам рассказывали в университете Тренто, где с удовольствием берут наших белорусских студентов.

Все же в нашей стране молодой ученый защищен больше и ощущает на себе заботу государства. Может быть, мы не можем дать ему сразу высокую зарплату, зато этот заработок стабильный. И, конечно, у него хорошие перспективы в будущем. Работа в науке очень интересная, уважаемая в обществе. Это возможность работать на международном уровне, увидеть мир, показать себя и свою страну. Поэтому я бы очень советовал молодым людям не бояться идти в науку. Это воздастся вам сторицей!

----------------------------------------

Справка «Р»

Система подготовки кадров высшей квалификации в БГУ включает научно-исследовательскую работу студентов, аспирантуру, докторантуру и структуру аттестации КВК. В 2009 году научно-исследовательской работой во внеучебное время занимались 6103 студента, что составляет 32,8 % от общего числа студентов дневной формы обучения. В выполнении плановых госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских опытно-конструкторских работ участвовало более тысячи студентов, в том числе почти 400 на условиях оплаты. В 28 студенческих научно-исследовательских лабораториях и других творческих объединениях работали 1600 студентов и аспирантов. Около тысячи студентов БГУ выехало в прошлом году за границу для участия во всевозможных конференциях, семинарах, олимпиадах.

При БГУ функционирует 21 совет по 54 научным специальностям. В 2009 году в советах при БГУ защищено 123 диссертации. В том числе 111 кандидатских и 12 докторских.

----------------------------------------

Фото: Валерий ХАРЧЕНКО

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter