«Не люблю говорить «шоу-бизнес»

Лев Лещенко — о российской эстраде, шлягерах и личных кумирах

Народный артист России, участник «Славянского базара в Витебске» — о теме войны и связи поколений, состоянии российской эстрады, олимпийских шлягерах и личных кумирах в творчестве

Многие любители музыкального искусства нашей страны в последние недели жили предчувствием большого праздника. Именно таким, как и в прежние годы, обещает стать Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», который пройдет с 12-го по 18 июля. Организаторы музыкального шоу обещают обширную и интересную программу в исполнении звездной россыпи артистов. При этом одной из заметных и почитаемых фигур на нынешнем «Славянском базаре» станет мэтр российской эстрады Лев Лещенко. Кроме выступления с сольником 17 июля, известный и, подчеркнем, творчески и физически не стареющий народный артист России, отпраздновавший в этом году свой 70-летний юбилей и 50-летие сценической деятельности, в ходе фестиваля получит специальную награду главы белорусского государства «Через искусство — к взаимопониманию». Его имя будет занесено на Аллею звезд перед Летним амфитеатром, где развернутся основные действа фестиваля. Своеобразной подготовкой к «Славянскому базару» можно считать недавние выступления звезды в Гомеле и Борисове. В городе над Сожем перед концертом известного маэстро корреспондент «Р» побеседовал со Львом ЛЕЩЕНКО.

— Лев Валерьянович, песня «День Победы» не только стала выразительной «визиткой» ваших сценических выступлений, она вот уже более 35 лет после успешной презентации на музыкальном конкурсе «Песня года-75» неизменный атрибут всех праздников на просторах бывшего СССР. Скажите, какое место занимает тема войны и военной службы в вашей жизни и творчестве?

— В свое время, как честный гражданин своего большого Отечества, я три года служил в армии. Вначале — в танковой роте был заряжающим и наводчиком. Потом, как это бывает, меня заметили в художественной самодеятельности и пригласили в профессиональный коллектив. Уже последующие два с половиной года я работал в ансамбле песни и пляски Группы советских войск в Германии. В целом же тема войны, военной службы мне очень близка с самого детства. Война — наша общая горькая история. Кроме того, папа мой прошел финскую, потом участвовал в Великой Отечественной. Ко всему у меня матушка умерла во время войны, в 1944-м, когда мне было всего год и восемь месяцев. Поэтому еще одним человеком, который много вложил в мою детскую душу, был старшина, сослуживец отца и его земляк из украинских Сум Андрей Фисенко. Он меня повсюду патронировал. У меня была солдатская форма, я приходил в солдатский полк, как и положено, отдавал честь и шел дальше по службам. Одним словом, это один из главных отрезков в моей жизни. Поэтому, видимо, тема войны в песне мне особенно удается, я ее прочувствовал, она глубоко сидит в моей душе.

— В праздники Победы, независимости республик ваш репертуар может стать неподдельным украшением любых сценических площадок. Почему сейчас выбран Гомель?

— Переговоры о моем выступлении здесь шли давно, но оно по разным причинам переносились. Отмечу, что гомельская земля — героическая, здесь шли жесточайшие бои. И в целом Гомель немало натерпелся, вынес на своих плечах в трудные годы. Здесь сохраняют удивительно трепетное отношение к военной истории. Раза три-четыре я уже бывал в этом городе. Отдать дань уважения гомельчанам, солдатам Великой Отечественной, подарившим нам Великую Победу, для меня святое дело. Несмотря на то что мы сегодня живем в разных странах, гуманитарное пространство у нас единое. И поскольку в этом году в России отменили кремлевский концерт, я решил: поеду выступать в Гомель.

— Другая не менее известная ваша песня — о родительском доме — стала гимном, хитом для всех, кто стремится к семейному очагу. Часто ли в вашем плотном гастрольном графике находится время, чтобы бывать дома?

— Редко, но бываю. Мне очень приятно, что вы затронули эту тему, ведь для общества важно соединить поколения. В успехе песни «Родительский дом», которую я записал в 1980 году, большая заслуга авторов — композитора Владимира Шаинского и поэта Михаила Рябинина. Я очень рад, что и сегодня есть немало людей, которые ее помнят и поют. Вообще-то, я стараюсь не забывать своих песен, постоянно высказываю свое отношение к ним на концертах...

— Как бы вы оценили нынешнее состояние российского шоу-бизнеса?

— Видимо, так же, как и вы. Все его сегодня немножко поругиваем, критикуем, немножко принимаем. Ведь здесь есть немало талантливого, и, по большому счету, российский шоу-бизнес является нынче определяющим среди постсоветских стран. К слову, я не люблю говорить «шоу-бизнес». Наша российская эстрада сегодня достаточно убедительна, она интегрирована в европейское течение шоу-бизнеса покруче других европейских стран, к примеру, Германии, Франции. Возможно, мы немножко отстаем в этом деле от Англии. Российская эстрада сейчас сильно развивается. И если мы говорим о негативных явлениях, то, как это бывает в любой коммерции, есть здесь продукты, скажем так, скоропортящиеся и есть достойные, выращенные профессиональными, красивыми руками. Поэтому нельзя однозначно судить: эстрада ужасная или, напротив, эстрада хорошая…

— Вот уже более 20 лет вы руководите театром эстрадных представлений «Музыкальное агентство». У кого из исполнителей появляется шанс попасть под крыло вашего культурного фонда?

— Многие из тех, кто сейчас приходит на эстраду, уже «засвеченные» и работают самостоятельно. Зачем их брать под крыло?! Конечно, раньше, когда я преподавал в институте Гнесиных, приглашал талантливых ребят к себе в программы. Варвара, Марина Хлебникова, Катя Лель были моими студентками, Ольга Арефьева, девушка-бард, у меня училась. По-моему, и сейчас у некоторых из них трудовые книжки лежат в моем музыкальном агентстве. Сейчас вот стараюсь помочь хорошему юноше, он к нам пришел. При том, что он исповедует другую музыку — шансон, к которой я несколько боком… Что же касается нашего театра, мы делаем много всевозможных праздников. В минувшем году, кстати, под эгидой Гуманитарного института стран Содружества проехали Украину, Туркменистан, Узбекистан, страны Прибалтики. Я придумал программу «Голоса друзей», в ней участвовали Николай Гнатюк, Лайма, Анатолий Ярмоленко, Сосо Павлиашвили, Маршал, Олег Газманов. Очень красивая получилась программа, мы дали около 35 концертов. В День Победы выступали в Ашхабаде, там в зале сидело много уважаемых аксакалов в своих колоритных шапках-папахах и тюбетейках, с многочисленными орденами на груди. Вообще, у агентства много творческой работы. Помогаем Министерству культуры России в проведении конкурсов и фестивалей, поскольку мы уже хорошо «интегрированы» в этот процесс…

— В 1980 году на закрытии Олимпиады в Москве вы спели песню «До свиданья, Москва!» о символе олимпийских соревнований — Мишке. Не предлагали ли вам что-то подобное исполнить на предстоящей Олимпиаде в Сочи?

— Мне никто не предлагал, я сам предлагаю (смеется). Я тогда лоббировал интерес к Мише, чтобы он вернулся. Даже написал текст, который одобрил Николай Добронравов. Сейчас я записал несколько новых, достаточно интересных произведений к предстоящей зимней Олимпиаде. В них — новые символы: снежный барс, заяц, белый медведь. Будут ли эти песни звучать, пока не знаю. Но то, что «До свиданья, Москва!» прозвучит, несомненно. Мне бы хотелось, чтобы Миша вернулся. Драматургически это был бы очень правильный ход.

— И последний вопрос, Лев Валерьянович. Кто они, ваши кумиры в творчестве?

— Я всегда учился и учусь у хороших артистов прошлого. Ориентиром здесь был для меня Федор Шаляпин. На эстраде — Георг Отс, Муслим Магомаев. Хотя мы с Муслимом, он был моим другом, по возрасту ровесники, он начал петь на десятилетие раньше. Великий артист! Чему-то я, безусловно, учился у Трошина. Многое черпал для себя у прежних актеров театра и кино. Они ювелирно владели словом и умели доверительно общаться со зрителями. Это, наверное, и определило стиль моих взаимоотношений с публикой.

На снимке: Лев ЛЕЩЕНКО с корреспондентом «Р».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter