Автор одной из коллекций призналась, что ее вдохновила... компьютерная мышь. Впрочем, в сшитых и связанных руками мастериц вещах модели точно не выглядели серыми мышками. Не обошлось без эпатажа и хулиганства вроде галстуков, нарочито свисающих на спине. Особенно экстравагантно выглядели некоторые студенческие коллекции.
Какими только странами и континентами не вдохновлялись дизайнеры: Париж, Венеция, Африка, Скандинавия... Но и родные белорусские мотивы многие переосмыслили весьма нетрадиционно. Почему же зачастую всего этого буйства красок, интересных элементов отделки и оригинального кроя мы не видим на улицах? Проникнув за кулисы, я задала этот вопрос авторам коллекций. Вот, к примеру, Анна Шпарло работает на крупном швейном предприятии художником-модельером. Признается, что реализовать все свои идеи на работе сложно: там больше ценятся технологичность и простота изготовления. А если речь идет о больших партиях одежды, то чем проще, тем лучше. Зато в коллекции для частного минского предприятия “Бродвей-шоу” Аня вывела на сцену незакомплексованных “стиляг”.
Впечатлили публику и вязаные комплекты, придуманные начальником цеха УКП “Новополоцкбыт” Еленой Пачковской. Кстати, она вошла в тройку лучших в номинации Pret-a-porte.
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Планка все выше
Сергей Нагорный, генеральный директор собственной студии моды:
— Я уже второй раз в жюри этого конкурса и хочу отметить, что уровень его участников заметно вырос, как и количество представленных коллекций. Два года назад было множество творческих работ, не совсем подходящих под определение “мода”. Так, в одном из дефиле показывалась пародия на Верку Сердючку. Сейчас мне особенно понравились детские и белорусские костюмы. Жюри обращало внимание на соответствие коллекции заявленной теме и современным тенденциям, ее колористику. И, конечно, учитывалось, насколько качественно отшиты вещи. Мои оценки не опускались ниже семи баллов.
Ограничения и преимущества
Эльвира Жвикова, член Союза дизайнеров Беларуси, главный художник-модельер компании “Ачоса”:
— По сравнению с конкурсом двухлетней давности уровень представленных коллекций подтянулся. Сама возможность участвовать в этом состязании позволяет конкурсантам сравнить свой потенциал и творчество с другими мастерами, раздвинуть свои профессиональные рамки. Безусловно, у модельеров или конструкторов, которые работают в провинции, есть объективно ограничивающие их условия. С другой стороны, у них есть и преимущества, к примеру, замечательная возможность ручной вышивки, образцы которой мы увидели на подиуме.
Мне понравились некоторые ансамбли пальто: дизайнеры использовали чистые линии и формы. Это говорит о том, что участники конкурса в теме основных тенденций. Чем хороши сегодняшние тренды — они не подвержены диктатуре. Есть возможность выразить свое личное отношение.
И все же советую некоторым дизайнерам чаще заглядывать в интернет и сравнивать свое личное творчество с модными новинками основных европейских подиумов.