Не ломайте зубы о суфле и пряники!

Кто чаще виновен в пищевом отравлении — работники торговли, общепита или сам потребитель? Можно ли вернуть в магазин прокисшее молоко, срок годности которого не истек? Как уберечь себя и своих близких от отравления просроченными или плохо приготовленными продуктами? Все эти вопросы в летний период, и особенно после нашумевшего скандала со смертоносной кишечной палочкой в Европе, сегодня у всех на слуху. На многие животрепещущие темы рассуждали в редакции «БН» участники «круглого стола»: заведующая кишечным отделением Городской инфекционной клинической больницы Минска Ольга ГЛАЗ, заместитель главного врача ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Людмила НАРОЙЧИК, председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША, начальник отдела качества и стандартизации Белкоопсоюза Дмитрий ВАСИЛЕЦ и консультант отдела организации общественного питания Министерства торговли Беларуси Галина БАРАНОВА.

Как обезопасить себя от пищевых отравлений? Проблему обсуждали эксперты за «круглым столом» «БН»

Кто чаще виновен в пищевом отравлении — работники торговли, общепита или сам потребитель? Можно ли вернуть в магазин прокисшее молоко, срок годности которого не истек? Как уберечь себя и своих близких от отравления просроченными или плохо приготовленными продуктами? Все эти вопросы в летний период, и особенно после нашумевшего скандала со смертоносной кишечной палочкой в Европе, сегодня у всех на слуху. На многие животрепещущие темы рассуждали в редакции «БН» участники «круглого стола»: заведующая кишечным отделением Городской инфекционной клинической больницы Минска Ольга ГЛАЗ, заместитель главного врача ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Людмила НАРОЙЧИК, председатель ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Анна СУША, начальник отдела качества и стандартизации Белкоопсоюза Дмитрий ВАСИЛЕЦ и консультант отдела организации общественного питания Министерства торговли Беларуси Галина БАРАНОВА.

«БН»: — Ольга Чеславовна, вам, как заведующей кишечным отделением больницы, чаще других приходится сталкиваться с пищевыми отравлениями. Зачастую виновники этого — продукты просроченные и те, условия хранения которых не соблюдались. Какие же несут наибольшую угрозу организму?

Ольга ГЛАЗ: — Виновниками отравлений чаще всего бывают яйца, немытые фрукты, ягоды, а также продукты, некачественно приготовленные или с истекшим сроком годности. Как только к нам в отделение поступает пациент, мы сразу выясняем причину заболевания: где приобрел продукты, что ел. А эпидемиологи расследуют более детально: где и как они хранились.

«БН»: — По вашим наблюдениям, где чаще всего «зарабатывают» пищевое отравление: в столовой, купив некачественный товар в магазине или плохо приготовив блюдо дома?

Людмила НАРОЙЧИК: — Если пищевое отравление связано с объектом общественного питания, то обычно это не единичный случай. Такие ситуации называются эпидемическим осложнением. В 2011 году кишечные инфекции, связанные с употреблением пищи на подобных объектах, не регистрировались. В 2010-м, вы помните, была вспышка в Пинске, в детском саду: там грубо нарушили технологию приготовления пищи.

В принципе, ситуация по инфекционной заболеваемости в стране контролируема. Как только человек попадает с кишечной инфекцией в стационар либо обращается в другое учреждение здравоохранения, санитарно-эпидемиологическую службу об этом обязательно уведомят. Далее инфекционисты и эпидемиологи собирают анамнез. И если указано, что пострадавший связывает свое отравление с продуктом из определенного магазина либо общепитом, специалисты центров гигиены и эпидемиологии проверяют объект по эпидпоказаниям. Все проверки регулируются Указом Президента № 510 «О контрольно-надзорной деятельности». И обязательно с пациентом проведут индивидуальную образовательно-профилактическую работу.

«БН»: — А насколько эффективны рейды санэпидемслужб по объектам «повышенного риска»?

Людмила НАРОЙЧИК: — Обычно внеплановые проверки проводятся по эпидпоказаниям или письменным обращениям граждан. Участвуют в них специалисты районных, зональных, областных центров гигиены и эпидемиологии. А в Республиканском центре уже дают общую оценку ситуации по стране, принимают управленческие решения. Кстати, в ходе плановых и внеплановых проверок выявляется, к сожалению, немало недостатков.

За пять месяцев 2011 года в 89,9 (!) процента случаев на объектах торговли выявили нарушения. 20,3 процента из них связаны с истекшим сроком годности продуктов, 19,8 — с неудовлетворительным состоянием помещений и территорий объектов, 11,3 — с нарушением условий хранения продуктов, 8,5 — с реализацией товара без маркировки или с неполной информацией о товаре, 1,7 процента — с реализацией товаров без документов, подтверждающих качество продукции. К административной ответственности привлекли 4450 человек, эксплуатацию 530 объектов торговли приостановили до устранения нарушений, забраковали 160 тысяч 81 килограмм товара (не было надлежащих условий для продажи ряда продуктов), 9 дел переданы в прокуратуру.

«БН»: — А кто лидирует в правонарушениях — частная или белкоопсоюзовская торговля? Крупные магазины или мелкие?

Людмила НАРОЙЧИК: — Если давать именно такую оценку, то наиболее благополучная ситуация на частных объектах, затем на государственных, а уж потом — на белкоопсоюзовских. Очень многие проблемы связаны с санитарно-техническим состоянием объектов.

А в крупных или мелких магазинах действует «теория вероятности»: чем больше ассортимент, тем вероятнее что-то упустить. Хотя многое зависит от руководителя предприятия и его умения организовать работу. Если выявляются продукты с истекшим сроком годности или не соблюдаются условия их хранения, это грубые нарушения санитарного законодательства.

«БН»: — Выполняет ли Министерство торговли контролирующую функцию в этой среде?

Галина БАРАНОВА: — Скажу сразу, Минторг контролирует общепит и торговлю, но у нас нет постоянных рейдов, проверок. Минторговли не входит в круг контролирующих органов (согласно Указу № 510). Мы больше занимается нормотворческой деятельностью.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» индивидуальные предприниматели и юрлица, которые производят пищевые продукты и сырье, обязаны лабораторно контролировать качество и безопасность производимого. В Беларуси 22 такие лаборатории. Все субъекты хозяйствования заключают договоры с одной из них, в соответствии с графиком проводят контроль собственной продукции. Инженеры-технологи отбирают на предприятии пробы готовой продукции, контролируют качество поступающего сырья и пищевых продуктов, следят за тем, как соблюдаются товарное соседство, температурный режим хранения, санитарные правила, и следят за исправностью оборудования.

«БН»: — Насколько объективна такая проверка?

Галина БАРАНОВА: — По законодательству, предприятию нужно заранее сообщить, что в определенный день будут отобраны пробы. На объекте общепита это выглядит примерно так: официант подает блюдо посетителю, специалист лаборатории может извиниться и взять блюдо на контроль, а посетителю повторно приготовят новое. Руководитель объекта сам заинтересован в контроле производимого продукта. И если есть нарушения, он может депремировать, а то и уволить повара, например. Какие принимать меры, руководство решит само.

«БН»: — Накануне «круглого стола» поступил в редакцию звонок: купил молоко, на упаковке срок годности не истек, а оно прокисшее. Как быть?

Анна СУША: — Такие ситуации с прокисшими продуктами типичны для жаркого сезона. Завезли молоко в шесть утра, а магазин открывается только в 9. Никто не гарантирует, что продукт не попал под солнечные лучи. Защита прав — это дело рук самого потребителя. Прежде всего нужно отправляться в конкретный магазин, где купил молоко, и возвращать прокисший продукт. Проблем с возвратом в последнее время нет, даже если чек потерялся. Бывают случаи, когда потребитель говорит: «Пойду завтра, а не сегодня». Безусловно, что если будете долго хранить испорченный продукт, доказать, что он стал негодным не по вашей вине, будет проблематично. Хороший действенный аргумент — запись в Книге замечаний и предложений. Поверьте, ею администрация торгового объекта очень дорожит, и вопрос решается в пользу потребителя.

На прошлой неделе нам прислали посылку из Бреста, просили продегустировать и пригласить в комиссию стоматолога. Мол, дегустаторы сломают зубы. Я сама попробовала суфле в шоколаде: послевкусие жуткое, и для зубов настоящее испытание! Срок годности суфле не истек (изготовлено 24 апреля 2011-го, срок хранения — 4 месяца). Но, видимо, условия хранения не соблюдались. Правда, сложно определить, на какой стадии испортился продукт. В данном случае оказалось, что сроки годности давно истекли, но в магазине не растерялись и переклеили бирку. Человек не пытался вернуть в магазин эту покупку, сразу выслал нам. Дело в том, что многие потребители воспринимают Белорусское общество защиты потребителей как контролирующую организацию. Правом контроля мы не наделены, мы даем только совет, как в определенной ситуации вести себя покупателю.

«БН»: — Выходит, в данном случае потребитель повел себя не совсем правильно, отправив посылкой конфеты вам.Нужно было сделать звонок в местную санслужбу?

Анна СУША: — В первую очередь нужно обратиться туда, где купил товар. Если обращение оставили без внимания, тогда — в местную санслужбу. Конечно, и мы занимаемся жалобами покупателей. Но есть и другая проблема. Представьте сельский магазин. Туда завезли пряники. Пока не продадут, их с полки не снимут, хотя и срок годности продукта истек. Если купил некачественный товар в сельском магазине, мы советуем вернуть покупку продавцам, а человек думает: «Как же я потом буду приходить в этот магазин? Ведь в одной деревне живем!»

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — В моей практике еще ни разу не было случая, чтобы человек принес назад испорченный продукт и ему не вернули деньги. Я сам недавно в магазине купил творог, он оказался кислым. У меня не было чека, но творог вернул. Через день я снова зашел в магазин и узнал: администрация изъяла всю партию и отправила на гормолзавод, а тот взамен привез свежий творог. Позже оказалось, что на заводе даже не зафиксировали возврат товара. Получается, что производители заминают такие факты. В торговой сети ваша просьба о замене товара никогда не останется без внимания, будь то пряники, печенье или еще что. Если товар потерял свои потребительские свойства или не соответствует техническим требованиям, вам всегда заменят его или вернут деньги. Важно, чтобы люди знали свои права и не боялись их применять.

«БН»: — В магазине принимают продукты назад, потому что администрации не нужны лишние проблемы?

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Нет. Потому что есть действующее законодательство, которое четко регулирует такие ситуации.

«БН»: — А как быть с пряниками, которые пытаются распродать без остатка и до тех пор будто бы не завозят свежие?

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Такого быть не может. Если продукция хранится в соответствующих условиях, то она реализуется ровно столько, сколько отведено сроками годности. Далее все изымают и уничтожают. А по поводу ассортимента, то даже в сельских магазинах присутствует до 3000 наименований.

Анна СУША: — Очень хорошая у вас теория, но как дела обстоят на практике? 3000 наименований — это шикарный ассортимент. В деревне я такого не видела!

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — В магазинах райцентра вы найдете 3000 наименований, а в деревнях — минимум 1500. Знаете, не так просто управлять процессом поставки такого количества товара. Особенно когда в магазине всего один продавец. Факты реализации продуктов с истекшим сроком годности есть, и мы прекрасно это знаем. Но стараемся минимизировать такие случаи. Применяем жесткие меры.

Вообще, в системе Белкоопсоюза более 10,5 тысячи магазинов. Практически 3 тысячи объектов общественного питания, а в летний период работают еще порядка 800 точек выносной торговли. И везде нужно обеспечить безопасность! Непросто, но работа идет. Каждый месяц во всех районах проходит День качества, разбираются все случаи недобросовестной торговли. В частности, продажа продуктов с несоответствующей маркировкой, с истекшим сроком годности. Кроме того, на всех объектах проводится входной контроль продуктов питания: сверяются сроки годности, проверяется маркировка. Замечу, продукт не примут в магазин, если его нельзя продать в сроки, отведенные для реализации. Это прописано в наших ведомственных документах. За каждым сотрудником магазина закреплены места в торговом зале, ежедневно 15 минут продавец уделяет проверке сроков годности и ассортимента на своем участке.

Мы также обращаем внимание на соблюдение температурных режимов хранения. Решили, что будет достаточно по всей сети установить порядка 15 тысяч единиц холодильного оборудования. Но только за последние 5 лет у нас появилось более 30 тысяч новых холодильных установок.

«БН»: — Если раскинуть на все ваши объекты, то получается, что  установили примерно по три на одну торговую точку?

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Это плюс к тем, что уже были. Ведь мы не только заменили, но и переоснастили. Кроме того, следим и за товарами с ограниченным сроком хранения. Если он истекает, продавец изымает продукт и переносит его в специальное место — красную полку в холодильнике или специальный красный поддон. Так продукт переходит из категории товаров в категорию отходов. В объектах общепита существует входной контроль продуктов, далее ведомственный и, наконец, лабораторно-производственный. Здесь, как и в магазине, в случае недовольства покупкой обед можно вернуть и не платить за него, но все должно быть обоснованно.

«БН»: — Не раз приходилось слышать от продавцов, что ту продукцию, которая уже испортилась или может испортиться в ближайшее время, им нужно выкупать за свой счет. Разве это справедливо?

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Мы активно работаем над этим вопросом. Здесь важный момент — логистика. Нужно понимать, что сельмаг — это не гипермаркет. Сейчас мы организовываем централизованную поставку товаров через свои республиканские оптовые предприятия, чтобы можно было своевременно, до истечения срока годности, собрать в магазинах товар и вернуть его производителю. А тот уже сам решит, что с ним делать: перерабатывать или утилизировать.

«БН»: — Разве кто-то поедет ради двух сырков, срок годности которых истекает? Это же неразумно?!

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Если в магазине осталось два сырка, то ответственный за это человек ставит в известность администрацию юридического лица, которая в течение 24 часов должна принять решение. Если решение не принято, то продавец, как только выходит срок реализации этого товара, изымает его из оборота, и тогда деньги не вычитают из его зарплаты.

Анна СУША: — У меня два вопроса. Во-первых, почему на селе не работает система скидок? Осталось день-два до истечения срока годности — уцените и продайте! Это законно — удешевлять и продавать товар за несколько дней до истечения его срока годности. А человек сам решит, покупать такой товар или нет. Во-вторых, почему за нерасторопность торговли должны отвечать производители? Предприятие произвело товар, торговля не смогла его реализовать, а убытки несет производитель? Это нонсенс. Виновата торговля, которая вовремя не провела акции и не смогла продать товар.

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Это не нонсенс, а зарождающаяся рыночная экономика. Торговая сеть сейчас вправе диктовать любые условия производителям. И последние идут на эти условия вплоть до того, что забирают товар назад до истечения срока годности.

Кстати, у нас тоже есть система скидок, есть уценка товара, в селах проводятся акции.

Галина БАРАНОВА: — В торговом центре «На Немиге» в Минске есть кулинарный отдел. Сроки реализации кулинарных изделий ограничены, и к концу дня здесь снижают цены. Была я и на Комаровском рынке — там тоже есть уценка. Например, сейчас распродают красную икру. Если раньше она стоила около 40 тысяч рублей за банку, то сейчас продается по 26. Разумеется, народ ее активно покупает.

«БН»: — А может, нужно бояться этих скидок? Возможно, эти товары уже таят в себе опасность?

Людмила НАРОЙЧИК: — Здесь важны не только сроки годности, но и условия хранения. Если икра хранилась не должным образом, конечно, гарантий никто дать не может. Еще один момент: иногда мы видим уцененные овощи или фрукты. Те же бананы с черными пятнами не пригодны для реализации, и уценить их нельзя, только утилизировать.

Специалисты санитарно-гигиенической службы, когда выявляют просроченные продукты, к виновным применяют статью административного кодекса 12.17 часть 2. Она влечет наложение штрафа до 50 базовых величин. Приятно слышать, что Белкоопсоюз сделал большие вложения, но все равно в сельской местности, особенно в отдаленных деревнях, чего греха таить, условия в магазинах оставляют желать лучшего.

«БН»: — Возможно, производители снижают срок годности с учетом летней жары? Например, на молочную продукцию, мясо.

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Никакая скидка на сезон не делается и сроки реализации не сокращаются. Тем более если оборудование позволяет обеспечить необходимый температурный режим.

Людмила НАРОЙЧИК: — За последние десять лет во многих магазинах установили кондиционеры. Правда, в сельской местности их до сих пор нет. А если жара в магазине плюс 30, холодильники работают с перегрузкой и просто не могут поддерживать нужную температуру?! Бактерии в таких условиях начинают быстро размножаться. А некоторые из них выделяют токсины, которые не менее опасны для человека, чем сам возбудитель инфекции. Особенно что касается молочных продуктов и кондитерских изделий.

К тому же за своими холодильниками людям тоже не мешало бы присмотреть. Следует понизить температуру, обязательно раздельно хранить готовые и сырые продукты. Готовите пищу — пользуйтесь разными разделочными досками. И, конечно, нужно соблюдать элементарные правила личной гигиены, мыть руки хотя бы. Если в семье все же случилось отравление, следует незамедлительно обратиться за медпомощью. Из них, как правило, инфекционных мало. Чаще люди просто переели, где-то желудок не сработал или случилось химическое отравление.

Ольга ГЛАЗ: — Хочется добавить. Хозяйки, не забывайте хотя бы раз в две недели мыть свои холодильники. Даже учитывая, что они сегодня современные и саморазмораживающиеся, дополнительная обработка тоже нужна, потому что многие виды бактерий любят находиться как раз-таки в условиях от плюс пяти до нуля градусов.

Людмила НАРОЙЧИК: — В магазинах минимум раз в месяц должен проводиться санитарный день. Можно и чаще. Все зависит от товарооборота и санитарно-технического состояния объекта. Кроме холодильного оборудования в торговом зале, холодильные установки есть в складских помещениях. Они поочередно загружаются и обрабатываются. Сами продукты при этом не должны подвергаться разморозке. Но если вы покупаете мороженое, которое потеряло свою форму, знайте: этот продукт уже размораживали.

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — Человеческая психология такова: раз что-то съели и отравились, то виновата торговля. И никто не подумает: наверное, я не помыл руки перед едой.

Ольга ГЛАЗ: — Можно и молоко купить, два часа ходить с ним по жаре, а потом жаловаться, что вам продали уже прокисшее.

«БН»: — А может ли человек после отравления получить моральную компенсацию?

Ольга ГЛАЗ: — Мои пациенты смогли доказать, что отравились в ресторане, и в итоге добились выплаты материальной компенсации.

Анна СУША: — Есть такие примеры и у нас. Люди организовали маленькую свадьбу на шесть человек и в ресторане отравились салатом. Вину доказали и получили возмещение ущерба.

Людмила НАРОЙЧИК: — Салаты и в самом деле могут стать причиной отравления, если не соблюдена технология их приготовления и нарушены условия хранения. Заправленные салаты — прекрасная среда для размножения микроорганизмов. Обслуживающий персонал должен четко соблюдать санитарные нормы и правила, тогда не будут страдать клиенты, а учреждение приобретет хорошую репутацию.

«БН»: — Есть ли тяжелые последствия отравлений?

Ольга ГЛАЗ: — Отравление случается, когда в продукте имеется определенная инфицирующая доза. К тому же легче отравиться, когда иммунитет человека ослаблен и для этого «подходящий возраст» — чаще отравление получают детки до года и пожилые люди. В большинстве случаев человек заболевает внезапно, и так же быстро идет на поправку. Но есть и осложнения — это нарушение сердечного ритма (вплоть до инфаркта миокарда), развитие острой почечной недостаточности. Порой даже развивается тромбоз центральных сосудов (особенно у лиц пожилого возраста). У маленьких детей — инвагинация, динамическая непроходимость. Кишечные инфекции не настолько безобидны, как кажется на первый взгляд.

«БН»: — Часто приходится сталкиваться с осложнениями?

Ольга ГЛАЗ: — Конечно, если пациент неделю дома просидел, пытался лечиться бабушкиными методами, нужно хорошенько подумать, как поставить человека на ноги.

«БН»: — Будут ли какие-то последствия, если съел что-то испорченное, но в первые дни вроде бы не отравился?

Ольга ГЛАЗ: — Один-другой раз может и ничего не случится, если иммунитет, конечно, хороший и кислотность желудка соответствующая. Но ведь в третий раз обязательно что-то где-то не сработает. Поэтому, выезжая на природу, люди должны мыть руки, не полоскать овощи в речке, а брать с собой бутилированную воду, сумки-холодильники. У нас созданы все условия, просто нужно уметь ими пользоваться.

«БН»: — На какую моральную компенсацию может претендовать отравившийся?

Анна СУША: — Это человек оценивает сам свой ущерб. Необязательно разбираться через суд, можно и до. То есть человек вправе предъявить свои требования магазину или общепиту.

«БН»: — Подведем итоги.

Анна СУША: — Потребитель должен решать вопросы с приобретением некачественного товара тотчас и на месте, где сделал покупку. Оставлять разбирательство на «потом» не стоит.

Людмила НАРОЙЧИК: — Люди должны помнить, что ответственность за собственное здоровье несут сами. Поэтому нужно употреблять в пищу свежие и качественно приготовленные продукты, покупать их только в местах установленной торговли. Все это поможет избежать пищевых отравлений.

Галина БАРАНОВА: — Успех зависит от качества предоставляемых услуг. В условиях сегодняшней конкуренции, когда каждый борется за потребителя, естественно, все производители должны быть заинтересованы в том, чтобы обеспечить высокое качество готовой продукции и услуг.

Дмитрий ВАСИЛЕЦ: — В республике существует хорошая система контроля качества продсырья и пищевых продуктов. Но важно, чтобы и потребитель любил себя. А значит, внимательно относился к тем продуктам, которые покупает. Любой магазин должен принять назад негодный товар и принести свои извинения.

Ольга ГЛАЗ: — Я хочу пожелать всем здоровья. Любите себя и соблюдайте правила личной гигиены!

Яна МИЦКЕВИЧ,
Наталья СЕРГУЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter