Не «локомотив», но все же

Минтрансу необходимо активизировать работу по экспорту услуг

Минэкономики Беларуси вносит предложения, как увеличить число услуг, оказываемых на внутреннем и внешнем рынках

Если строительство и транспорт в белорусском правительстве называют «локомотивом экономики», то сферу услуг, пожалуй, можно сравнить сразу с несколькими «вагонами». Значимость этого «экспресса» для создания ВВП огромна. Согласно планам на 2009 год, рост удельного веса услуг в валовом внутреннем продукте должен достигнуть 44—45 %. Темпы, которые демонстрирует сфера, — 43,2 %. Это выше итогов 2008 года (38,7 %), однако меньше запланированного. По мнению министра экономики Беларуси Николая Зайченко, объективных причин невыполнения показателей несколько. Это и складывающаяся экономическая ситуация, и снижение деловой активности.

Тем не менее усилия, прилагаемые государством для развития этой сферы, не прошли даром. За три года экспорт услуг увеличен вдвое при задании 1,7. Особенно потрудились банкиры. Плановый показатель роста 1,4—1,5 они повысили до 2,4. Впрочем, выпадают из этого списка транспортники. Если в остальных отраслях показатели стабильно растут, то у Минтранса они ощутимо снижаются.

Так, объем морских перевозок белорусскими судоходными компаниями за первое полугодие достиг только 24,6 % от задания. Неудовлетворительные результаты демонстрируют автоперевозчики. Они обеспечили лишь 94,6 % к прошлому году, т.е. фактически снизили показатели. Такая же ситуация в железнодорожном транспорте. Объем перевозок упал до 87,1 %. Сократили платные услуги населению до 98,4 % и гостиницы.

Министерство экономики советует Минтрансу проанализировать сложившуюся ситуацию. Например, в автотранспортной сфере необходимо принять меры по защите отечественных автоперевозчиков, заняться поиском новых рынков для экспорта транспортных услуг. Большие перспективы сулят транспортно-логистические центры, строительство которых министерство предлагает активизировать. Среди примеров — объект в Воложинском районе, а также возле Минска — «Прилесье». Последний участок находится на пересечении автомагистралей М-4 Минск—Могилев и Е-30 Москва—Париж, что сулит ему выгодные перспективы.

— Необходимо принять меры по реализации предложений инвестора по созданию транспортно-логистического центра в Бресте. Оно явно затянулось, — отметил Николай Зайченко. Он предложил возобновить работу по обновлению техники, обратив особое внимание на грузовики и автобусы на международных перевозках.

Минэкономики советует железнодорожному департаменту обеспечить обновление основных фондов, в особенности грузового подвижного состава. Необходимо модернизировать инфраструктуру железной дороги, отмечает Николай Зайченко. Это увеличит скорость перемещения пассажиров и грузов, обеспечит привлекательность железной дороги по сравнению с иными видами транспорта.

В полной мере, считает министр, необходимо задействовать потенциал перевозок грузов крупнотоннажными контейнерами с использованием контейнерных терминалов. В этой сфере также предлагается активнее создавать транспортно-логистические центры, в том числе с привлечением иностранного капитала.

В дорожном хозяйстве, по мнению Николая Зайченко, необходимо продолжить работу по привлечению финансов от внешних инвесторов на реконструкцию республиканских автомобильных дорог. Он предлагает продолжить работу по развитию международных транспортных коридоров, строительству объектов придорожного сервиса.

Что касается авиационного транспорта, необходимо закончить ремонт Национального аэропорта, построить там центр технического обслуживания и ремонта самолетов. Недостаточной называет министр работу по открытию новых авиалиний. Кроме того, он предлагает увеличить частоту полетов на уже имеющихся рейсах.

Есть серьезные задачи, считает министр, и у Минсвязи. Связистам необходимо существенно активизировать предоставление услуг широкополосного доступа во всемирную сеть, привлекая для этой цели в том числе и иностранных инвесторов. Это позволит развивать белорусский рынок Интернет-ресурсов, а также наращивать объемы экспорта.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter