Аншлаг в магазинах начался еще в Страстную пятницу: у каждой кассы супермаркета — внушительная очередь с тележками, в них — куличи. Народ готовится разговеться после поста.

О том, что в преддверии Пасхи придется попотеть, работники хлебозаводов понимали, поэтому выпекать куличи начали за несколько дней до праздника: первые пироги замесили еще в ночь на 30 марта. В ход идет только натуральное сырье, без добавления ароматизаторов и улучшителей.
Вкусы населения в плане пасхальных куличей не меняются. Белорусы любят полакомиться традиционными изделиями — с изюмом, украшениями из теста, посыпкой и орехами. В торговле продолжают экспериментировать: в этом году часть выпечки попадет на прилавки в специальных термостойких формах, картонных баулах и даже в сувенирных жестяных банках.
На рынках, ярмарках, возле храмов организовали дополнительную выездную торговлю.
Производители стремятся во всем облегчить труд хозяйке и для совсем занятых женщин продают готовые крашеные яйца, а также увеличивают поставки свежих куриных яиц и красок для пасхального их окрашивания.
А в поселке Избино под Вилейкой открылся первый и пока единственный в стране Музей яйца. Здесь уже собрали больше пятисот вариаций на тему этого пасхального атрибута: каменное, деревянное, керамическое… В преддверии Пасхи организовали серию мастер-классов. Директор музея Ксения Альфер вводит в курс дела:
— Есть несколько традиционных белорусских техник росписи: крашенки, шкрябанки, крапанки, писанки. Изображение наносится очень просто: растапливаю пчелиный воск, ставлю точку и рисую узор, потом бросаю в краситель, например красный. Воск размокает, и получается изображение.
В каждом орнаменте заложен свой смысл. Ксения говорит, что этот шифр белорусы составляли веками: в засушливых регионах рисовали капли воды, а когда дождило, просили солнца. Яйца выполняли роль оберега. Его клали за икону и хранили целый год. Ему придавали сакральный смысл — это же символ начала жизни. Красный цвет считали защитным.

Конечно, есть несколько версий, как красное яйцо стало именно пасхальным символом, но люди верующие особенно любят одну. Когда Мария Магдалина пришла сказать о воскресении Христа к императору, тот заметил, что этого не может быть, как не может белое яйцо вдруг стать красным. Считается, что на его глазах и произошло чудо.
В Национальном художественном музее в эти дни проходит выставка «Великие дни». В ее экспозиции — уникальные вещи из фондов Белорусского государственного музея народной архитектуры и быта. Александр Шавель, заведующий культурно-образовательным отделом, рассказывает, как нехитрыми яствами встречали Светлое Воскресение обычные крестьяне:
— Как могли, украшали они дом: деревянные стены вымывали, на окна и зеркала вешали праздничные рушники, на икону — чистый набожник. Иногда не было даже пшеничной муки, тогда пекли обычный ржаной хлеб. А яйцо должно было быть на столе обязательно. Если не хватало куриных, красили гусиные яйца. Их клали на расшитую льняную престольницу с вышитым в центре яйцом. Вот такой был праздничный стол.
Крохотные оконца крестьянского дома к празднику украшала ажурная вытинанка. Каждая хозяйка старалась обойти в замысловатом искусстве своих подруг. В интерьере дома появлялись ветви вербы и кружевные пейзажи.
Также на выставке в Национальном художественном музее проходит мастер-класс по росписи пасхальных яиц «Белорусские пасхальные писанки».
На Пасху и Радуницу по стране будет курсировать более 40 дополнительных железнодорожных составов. Назначены и поезда межрегиональных линий, которые свяжут столицу с Брестом, Гродно, Витебском, Гомелем, Пинском и Полоцком. Дополнительные составы также будут курсировать между областными центрами.
Инна ГОРБАТЕНКО
gorbatenko_inna@mail.ru