Петух оставил свой след во многих областях духовной, культурной и материальной жизни человека

Не король, а в короне

В основе мифологического образа петуха во всех традиционных культурах лежит его связь с Солнцем, с божествами утренней зари и небесного огня. Эта красивая и гордая птица символизирует жизненную силу, урожайность, считается хранителем домашнего очага и благополучия.



Как и Солнце, петух отсчитывает время на переломе ночи и дня, приветствует новый день: “Не кароль, а ў кароне, не гусар, а пры шпорах, гадзінніка не мае, а час знае”. Петух не просто чем-то похож на Солнце, его образ является земной трансформацией “небесного огня”, поэтому с ним связана символика вечного возрождения жизни, утверждают исследователи народной мифологии. Этим объясняются древнейшие жертвоприношения петуха во время зажигания огня, в дни празднеств, посвященных языческим божествам Солнца. Даже само Солнце часто изображали в виде петуха в колесе.

Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в символике и геральдике. Произведения писателей и поэтов Востока неизменно наделяют идеального военачальника храбростью петуха. Представление о петухе как символе бдительности и бодрствования духа мы находим в ренессансной и барочной культуре Европы. Так, девочка с петухом — деталь, подчеркивающая воинские достоинства городской стражи в “Ночном дозоре” Рембрандта.

Соотнесенность качеств петуха и человека проявляется и в довольно распространенном мотиве переселения душ: у некоторых индейских племен Центральной Америки считалось, что после смерти души мужчин переселяются в петуха, а женщин — в курицу. Японцы верили, что петух готовит сердце верующего к новой жизни в ином мире.

Особая роль петуха сохранилась и в христианских верованиях. На фреске в одной из римских катакомб рядом с Христом изображены два петуха. Возможно, здесь нашла отражение раннехристианская легенда, повествующая о том, что во время последней трапезы Иисуса с учениками им подали жареного петуха. Когда Иуда ушел, чтобы затем предать своего наставника, Иисус приказал петуху пойти за ним. Вернувшись назад, петух рассказал о предательстве и в награду за это попал в рай. В другой христианской легенде говорится о том, что Иисус Христос воскрес после первого крика петуха.

Белорусские легенды рассказывают, что петух был создан ангелом, поспорившим с дьяволом, кто из них вылепит самую красивую птицу. Дьявол создал павлина, но петух — творение ангела — прогнал его своим пением. Белорусы верили, что у петухов есть свой царь — Будимир. “Царское достоинство” петуха регулярно подчеркивалось в загадках: “ходзiць князь па гародзе...”, “ходзiць цар па градзе...”

В народных верованиях петух характеризуется признаками опекуна хозяйства. Изображение петуха-хранителя помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах и сундуках. Красный петух изображался на стенах дома в качестве оберега от попадания молнии и от пожара. Наши предки считали, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станут безвкусными молоко и масло. Хозяйке, продающей такие продукты, говорили: “Держи хозяина в доме!”

Одного петуха или вместе с котом первым запускали в новый дом: если петух запоет, значит, в новом доме заживется весело. В некоторых местах кости петуха закапывали под фундамент дома или церкви. Когда в 1876 году разбирали монастырский храм в Сербии, в специальном отверстии под основанием порога нашли скелет петуха и яйцо, которые пролежали там более шестисот лет.

Петух как зачинатель нового дня и самой жизни воспринимался одним из ключевых символов мужского начала, выступая своеобразным замещением парня-жениха в девичьих рождественских гаданиях. Девушки приносили петуха в дом, насыпали перед ним кучки зерна и следили: чье зерно он начнет клевать первым, та и выйдет раньше всех замуж. Мужская сущность петуха воплотилась в обычае дарить его молодой на свадьбе. К примеру, в Речицком районе третий день свадьбы так и назывался — “Петух”. В этот день готовили суп из петуха, переодевались в эту птицу.

Восприятие крика петуха как сигнала наступления нового дня и соответственно конца ночи привело к наделению его возможностью распугивать нечистую силу. “Два разы радзіўся, ні разу не хрысціўся, а чорт яго баіцца”, — говорили в народе. В белорусских народных преданиях петух отгоняет черта, когда тот собирается завалить камнем двери храма или перегородить реку.

Утренний крик петуха означал конец активности ведьм, упырей, колдунов. Именно поэтому считалось опасным отправляться в дорогу до первых петухов, иначе можно было столкнуться со злыми силами. Место, где уже не было слышно пение петуха, представлялось чуждым, враждебным пространством — туда в заговорах отсылались все болезни и нечисть. Если петух закричит на воротах или на пороге — нужно ждать гостя, а по направлению головы петуха будто бы можно даже определить место, откуда гость появится.

И сегодня мы с радостью и улыбкой слушаем задорное кукареку — древний языческий отголосок, являющийся органической частью поклонения наших далеких предков всему живому на земле.

ЛЮБОПЫТНО

  • Петух у славян всегда являлся птицей “пограничной” и наделялся как способностью противостоять нечистой силе, так и демоническими свойствами. В народной традиции петух постоянно связывается с огнем, он оберегает дом от пожара и удара молнии, однако при этом “красный петух” олицетворяет сам пожар. Поэтому и родилось выражение “пустить красного петуха”. По представлениям наших предков-язычников, когда пожар начинался от молнии, с неба спускался пламенный петух, садился прямо на крышу дома и поджигал все вокруг.

  • Человек слышит крик петуха на расстоянии двух километров. В отличие, например, от повторяющихся звуков, которыми петух подзывает кур к найденному корму, кукареканье производится однократно, но зато дольше и на более высоких частотах. Чем выше тональность, громкость и длительность этих сигналов, тем сильнее эффект.

  • Ученые провели эксперимент. Петуху “средней руки” приклеили большой красный поролоновый гребешок. До этого все, кто мог, били его и третировали, а здесь произошло нечто невероятное. Все, даже самые крупные петухи, стали заискивать перед новоиспеченным лидером. Он вначале не понял своего нового положения, шарахался от них, пока не осознал смысла произошедшего. Петушок с поролоновым гребешком вошел в раж, стал со всеми задираться, в том числе с самыми крупными петухами. Это продолжалось до тех пор, пока гребень не свалился с его головы. Вот тут-то ему и досталось!

Константин Шумский, кандидат исторических наук

infong@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter