Не хватало сил, да смекалка помогла

Мы, партизаны бригады  имени Ворошилова, 3 декабря 1942 года вели бой с гитлеровцами в Лавском лесу...

Мы, партизаны бригады  имени Ворошилова, 3 декабря 1942 года вели бой с гитлеровцами в Лавском лесу. Оторвались от врага, перешли в другой лес, разбили там лагерь.

Гитлеровцы радовались, что очистили от партизан Копыльский район, думали, что теперь будут жить спокойно. Но мы не могли допустить, чтобы их эшелоны двигались на фронт. Поэтому командир отряда имени Чапаева Иван Гриб решил отправить партизан во главе с командиром взвода Ростиславом Торбой взорвать мост. И вот в середине декабря 1942 года я провожал друзей на задание…

Ростислав Торба, Александр Корнейчик, Николай и Александр Тимошаки, Иван Давидченко двигались ночью: приходилось быть очень осторожными и бдительными. Через трое суток дошли до деревни Мезеновка, расположенной возле железной дороги Барановичи—Минск.

Дорогу усиленно охраняли фашисты: вырыли глубокие ямы с острыми штырями на дне, прибавили дзоты, патрульные сновали и днем, и ночью. Партизаны решили дождаться метелицы, чтобы не быть замеченными противником. И случай представился через два дня: снаряд — под рельсами, к взрывателю привязана веревка, осталось ждать поезд. Наконец послышался гул эшелона возле Колосова.

— С новым годом, друзья! — сказал Торба и дернул за веревку.

Зарница ослепила глаза, от взрыва задрожала земля. Паровоз, подпрыгивая по шпалам, проехал немного, наклонился и полетел под откос. За ним со скрежетом скатывались платформы с танками. Затрещало, заухало из дзотов, в лесу разрывались мины.

Повторить операцию на следующий день не удалось, потому что прогремел взрыв где-то возле Столбцов — не дремали подрывники других отрядов. Только через трое суток удалось пустить под откос эшелон возле Негорелого. Дело сделано, теперь можно уходить.

На обратном пути партизаны, остановившись на привал, встретили крестьянина из Старицы, которому едва удалось убежать из занятой немцами деревни. И хотя силы были неравны, партизаны решили выбить немцев из села. Для этого разделились на три группы и одновременно ударили с трех сторон — казалось, что деревня окружена. Немецкие постовые тут же открыли стрельбу, сами себе поддавая страха. Они хорошо помнили бой 7 ноября, когда потеряли здесь сотни солдат, три танка, две бронемашины, поэтому быстро оставили деревню и помчались в Копыль. Жители деревни смогли вернуться в родные дома уже к вечеру.

— Маленькая группа, да удаленькая, — радовались они возвращению партизан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter