Надежда Микулич – об успехе «Малиновки», белорусской народной песне и счастливом пиджаке Тихановича

«Не хотела петь чужие песни, только свои»

«Девушка с гитарой» — так мог бы называться документальный фильм о Надежде Микулич. Но начинать его тогда пришлось бы со звуков… аккордеона. Это сегодня представить заслуженную артистку Беларуси без гитары просто невозможно. Однако мало кто знает, что сначала она выходила на сцену совершенно с другим инструментом. В прошлом году первая исполнительница знаменитой «Малиновки» и ярчайшая солистка золотого состава «Верасоў» отметила красивый юбилей — 50 лет на профессиональной сцене. 2023‑й для Надежды Анатольевны тоже юбилейный: собственное 70‑летие певица отпраздновала в кругу близких. Сегодня Надежда Микулич — гостья нашей рубрики. И вместе с артисткой мы вспоминаем самые неожиданные факты ее биографии.


Итак, знали ли вы, что…

1 …взять в руки гитару Надежду Микулич вдохновила Марыля Родович

— Еще учась в школе, увидела Марылю Родович по телевизору. Как же она мне понравилась! Старалась не пропускать ее концертов и всегда смотрела фестиваль советской песни, который проходил в городе Зелена Гура, где она часто выступала. И я решила, что тоже хочу научиться играть на гитаре. Подходящий ­инструмент был у друзей родителей. При этом они им совершенно не пользовались, гитара просто висела на стене. В гостях у них я все время думала: «Для чего она там висит? Почему на ней никто не играет?» В общем, выпросила я эту гитару и сама всему научилась. В то время мы много ездили по стройотрядам, я брала свою шестиструнку и по ходу дела осваивала аккорды. Но когда начала готовиться к Всесоюзному конкурсу артистов эстрады, занималась у профессионального гитариста. Он мне правильно поставил руку, научил всяким интересным приемам.

2 …по распределению артистка должна была ехать в Барановичи, но добилась того, чтобы работать в «Верасах» в Минске

— Ох, сколько слез я тогда пролила! После окончания Гродненского музыкально‑педагогического училища меня очень ждали в Белгосфилармонии. Я просила членов приемной комиссии направить меня хотя бы в Минский район, но они были категоричны: нужны специалисты в Барановичах. Поехала туда просить отпустить меня. Там тоже ни в какую: ничего не знаем, приезжайте и устраивайтесь. В общем, уехала в слезах. Вернулась домой, начала думать, что делать. А тут как раз пришла телеграмма из филармонии: мол, когда вас ждать? Но как я могу уехать, если еще открепление в Барановичах не получила? Что делать? Записалась на прием к министру просвещения БССР. Пришла, объяснила ситуацию. Принял он меня очень хорошо, улыбнулся: «Действительно так петь хочется? Ладно, отдай в училище 30 рублей (это были подъемные) и езжай в Минск». Так 6 сентября 1972 года я пришла в «Верасы».


3 …«Малиновку» Надежда Микулич сначала совершенно не оценила

— Казалось, ну такая простенькая, такая дешевенькая, похожая на все песни разом. И это было не только мое мнение. Ну да ладно: спели, записали, снялись в какой‑то телепередаче в Москве и поехали на гастроли. Отработали концерт, вернулись в гостиницу. И вдруг слышим, кто‑то идет по коридору и поет нашу «Малиновку»! А что потом началось… Успех сумасшедший! У меня до сих пор к этой песне остались самые нежные чувства.

4 …с будущим мужем Борисом Белым артистка познакомилась благодаря «Верасам»

— У ансамбля в то время была база в ДК на улице Уральской. И как‑то заходит к нам парень — в белом пальто, красивый, статный. Забегая вперед, скажу, что позже Борис стал администратором коллектива. Так вот, закончили мы репетицию и решили пойти все вместе в кино. Я постаралась сесть рядом, очень уж он мне понравился. И как‑то все закрутилось. Начали встречаться, а потом и жить вместе. А сожительство вне брака тогда сильно не приветствовалось, ну я и говорю: «Давай поженимся быстренько — и дело с концом». Приехала к нему на гастроли в Ивацевичи, часа два сидели в загсе, уговаривали, чтобы нас расписали. Там ни в какую! Тогда поехали к нему на родину в деревню. Борис оставил меня с родителями, а сам пошел в сельсовет узнавать, когда можно расписаться. Пока я знакомилась с его родителями, он вернулся уже со свидетельствами! Свадьбу сыграли через месяц. Помню, как сидели за столом и пели песни. «Над рекой калина красная, налитая соком, обожгла ты руки белые молодой осокой…» — тогда эта композиция была очень популярна.


5 …пиджак на свадьбу молодожену одолжил Александр Тиханович

— Это был 1974 год. Ни купить, ни пошить ничего красивого невозможно. А «Верасы» в то время много гастролировали, в том числе за границу. И Саша купил в Болгарии модный блейзер — тогда это так называлось. Боря попросил: «Сашка, одолжи, чтобы пожениться». А потом и сам Тиханович женился на Яде в этом пиджаке. Смеялись, что он счастливый. И у нас с Борей семья крепкая, и у них была… Жаль, у нас нет ни одной свадебной фотографии. Пока отмечали, ателье уже закрылось. А какие снимки могли бы быть! Это был единственный раз, когда мне сделали локоны, представляете? Очень жалею, что не сфотографировались тогда все вместе на память.

6 …после ухода из «Верасоў» именно муж настоял, чтобы Надежда занялась сольной карьерой

— После декретного отпуска я уже точно знала, что в «Верасы» не вернусь. Муж постоянно говорил: «Ты готовая певица, пора делать что‑то свое». Но мне было трудно, я не знала, куда себя применить, в какой жанр определить. В «Верасах» мы исполняли популярные эстрадные песни. И вот тут возникла проблема. В 1980‑х еще не было такого понятия, как каверы. Да я и сама не хотела петь чужие песни, только свои. Поэтому обратилась к истокам — белорусской народной песне. Еще в то время я много слушала Жанну Бичевскую, которая работала в стиле русского кантри‑фолка. Хотелось делать что‑то похожее, но свое и по‑другому. Однако нас все равно сравнивали, меня даже называли белорусской Жанной Бичевской. 
А я как потом решила? Если гитара располагает к лирике, то нужно делать все наоборот. Взяла антологию белорусской народной песни и обратилась к штучным композициям, делала их обработки. Так потихоньку наполняла собственный репертуар.

7 …дочь Ольга хоть и росла за кулисами, но дело мамы продолжать не стала

— Дочь стала бухгалтером, и на сцену ее, в общем‑то, даже не тянуло. Меня это не огорчало. Я же слышала, как она поет: чистенько, но не было связи голоса со слухом. Ольга росла самостоятельной, сама научилась играть на гитаре. И на фортепиано в музыкальную школу записалась сама, никто ее никогда не принуждал к музыке. Как‑то, помню, дочка заболела, мне пришлось оставить ее дома и уехать на гастроли. В программе у меня была песня «Оленька». Я начала петь, вспомнила о дочке, которая болеет и сейчас одна дома… На глаза навернулись слезы, допеть до конца не смогла. Остановила концерт, объяснила зрителям ситуацию и начала петь другую.


Был еще забавный случай в Солигорске. У Оли заболел зуб, и прямо перед концертом мы вырвали его в местной поликлинике. Естественно, определенное время после этого есть нельзя. А Оля постоянно спрашивала: «Ну когда, когда уже можно?» Говорю: «Нельзя, пока я не спою семь песен, потом можно». И все выступление дочка стояла за кулисами и громко считала вслух: семь, шесть, пять… Когда я закончила седьмую, побежала, взяла булочку и начала махать мне ею, счастливая и довольная.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter