Не хочу учиться!

Ребенок пошел в первый класс. Трудности адаптации к школе испытывают почти все 6—7-летние малыши. Но если одним хватает месяца, чтобы освоиться и почувствовать себя в своей тарелке, то у других детей этот период может затянуться. Как помочь ребенку привыкнуть к учебным будням, нам рассказала заведующая отделением психологической помощи Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей Оксана БЛАНК.

* Проблемы с адаптацией к школе часто возникают у детей, которые не ходили в детский сад, росли в окружении взрослых и мало контактировали со сверстниками. Они не умеют общаться, дружить, меняться, решать конфликтные ситуации. Всему этому их нужно научить. Эта задача ложится на родителей. У каждого свой подход: объяснить, уговорить, подбодрить, но однозначно одно — не должно быть никаких негативных оценок в адрес ребенка.

* Сын или дочь говорит, что не хочет ходить в школу. Вместо того чтобы злиться и ругаться, разберитесь, в чем причина этого. Иначе он будет думать, что его никто не понимает, замкнется в себе. Проблема останется нерешенной и рано или поздно даст о себе знать.

* У вас очень спокойный малыш? Он тихонько сидит, не нарушает дисциплины, незаметен и избегает сверстников. Педагоги о таких обычно говорят, что они хорошие, спокойные. А у таких детей тоже могут быть переживания, просто они их не показывают. И если тревоги и страхи накопятся, дети могут начать болеть. Конечно, есть мальчики и девочки, которым достаточно минимального контакта со сверстниками, но они встречаются очень редко. Поэтому на таких тихонь тоже нужно обращать внимание, наблюдать за их поведением.

* Маленький ученик переживает, что у него что-то не получается. Чтобы вселить в него уверенность, ни в коем случае нельзя сравнивать его с соседом: “Посмотри, как делает это Маша, у нее все правильно”. Сравнивайте только с его собственными результатами: “Сегодня у тебя получилось лучше, чем в прошлой работе. Ты молодец”. И он вам поверит. У первоклашек еще велик авторитет родителей, и этим нужно пользоваться.

* Важно помнить, что ребенок воспринимает отметку как оценку его самого, а не только его работы. “Раз я получаю плохие отметки, значит, я плохой, а если хорошие — значит, хороший”. Поэтому, оценивая его работу, обязательно подчеркните: “Ты умница, но вот это сделал неправильно. И здесь не получилось. Давай еще попробуем”.

* Не получается закорючка? Обычная реакция родителей: “Подумаешь, беда, это не самое страшное в жизни”. Но для ребенка это важно, это его работа. А когда мама говорит, что это ерунда, значит, все, что он делает, для нее не имеет особого значения. И в следующий раз он не пойдет к родителям со своими проблемами. Нужно проявить сочувствие, сопереживание: “Да, как я тебя понимаю, это действительно нелегко. Давай вместе придумаем, как нам с этим справиться”. Для начала постарайтесь разрядить атмосферу, а потом помогите выполнить домашнее задание.

* Многие родители, выбирая, куда отдать ребенка учиться, ориентируются на школу: чтобы там были “продвинутые” учебные программы, иностранные языки... А ранимым и впечатлительным детям нужно подбирать не школу, а педагога. Жесткий, авторитарный, требовательный учитель им не подходит. Случай из практики: девочка могла ходить в школу, только если кто-то из близких сидел с ней за партой. Стоило поменять педагога — и все наладилось. Пусть спокойный учитель и не даст того объема информации, как его более требовательный коллега. Но ведь задача начальной школы — сформировать мотивацию к учебе. Если ребенок будет чувствовать себя комфортно, безопасно — ему станет интересно учиться. А если ему страшно, он чувствует, что не принят, а потом еще и дома его ругают родители, то так недалеко до неврозов и соматических заболеваний.

* Ребенок остро реагирует, что в школе он не лучший. Такое бывает у кумиров семьи, кого родители боготворят и обожают. С младых ногтей у него формируется завышенная самооценка, а попадая в школу, он вдруг понимает, что не лучший и не самый успешный. Чтобы сохранить лицо, он начинает обманывать, увиливать, обвинять других в том, что у него что-то не получилось. Родителям такого малыша для объективного восприятия ситуации нужно сперва узнать у педагога, что на самом деле происходит, а потом уже делать выводы.

* Не предъявляйте к первоклашке завышенных требований. Очень “правильные” родители воспитывают “правильных” детей, которые должны быть лучшими во всем. Задумайтесь, много ли людей, которые гениальны во всех сферах? Получается, что вы им не оставляете права на ошибку. Не стоит усердствовать с выполнением домашних заданий. Бесконечные переписывания, крики не стимулируют у ребенка желания учиться.

* Как идти в школу — у ребенка диарея, болит живот, поднимается температура.  Так его организм сигнализирует о проблеме. Причиной может быть либо ситуация в школе, либо оценка его деятельности дома. Поскольку такие проблемы индивидуальны, нужно обратиться за помощью к психологу, который есть в каждой школе. Если эту проблему сейчас не выявить и не купировать, то загнанная в угол, задавленная, она обязательно даст о себе знать в подростковом возрасте, но уже в гораздо большем масштабе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter