«Не хочешь ездить на лошади – напрягайся, не залазь в долги»...

Не слишком ли шикарно собирается ездить руководитель местной вертикали, в то время как в районе масса нерешенных проблем? В вышестоящие инстанции пошли жалобы, после которых райисполком снял заявку.

Недавно один из райисполкомов объявил тендер на приобретение служебного легкового автомобиля. Дело вроде бы обычное: старый транспорт отработал свой ресурс, нужен новый. Но местных жителей возмутила цена покупки — 40 тысяч евро в эквиваленте

Не слишком ли шикарно собирается ездить руководитель местной вертикали, в то время как в районе масса нерешенных проблем? В вышестоящие инстанции пошли жалобы, после которых райисполком снял заявку.

А если бы люди промолчали? Тогда деньги налогоплательщиков пошли бы на красивое авто. С другой стороны, где черта, за которой начинаются излишества. Ее долгое время не было. Это позволяло субъективно трактовать, что позволительно, а что нет.

Ясность в этот вопрос внес Указ № 119 главы государства «Об упорядочении приобретения служебных легковых автомобилей», который Александр Лукашенко подписал 12 марта.

В нем четко прописано, что в целях рационального использования средств, соблюдения платежной дисциплины устанавливаются ограничения на приобретение служебных легковых автомобилей юридическими лицами, имеющими просроченную задолженность, а также ограничение по его стоимости. Теперь такие машины они могут покупать только при отсутствии в течение последних трех календарных месяцев до даты их приобретения (заключения договора) просроченной задолженности по заработной плате, за потребленные энергоресурсы, по обязательным платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, по кредитам, полученным под гарантию Правительства, а также под гарантии, выданные местными исполнительными и распорядительными органами.

Важнейшая норма Указа — ограничение цены таких машин. Уверен, решение Президента найдет поддержку в широких слоях населения. Стоимость служебного легкового автомобиля, приобретаемого государственными органами, государственными юридическими лицами, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также сельскохозяйственными организациями с долей государства в уставном фонде, не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. евро с учетом таможенных платежей, если иное не установлено Президентом Беларуси.

Как на местах отнеслись к  Указу главы государства?

Председатель Лунинецкого райисполкома Василий Огиевич считает его весьма своевременным. По его мнению, появились ясные критерии в таком деликатном вопросе. Теперь у тех, на ком висит бремя неплатежей, не будет возможности красоваться на шикарном авто.

«Думаю, что в этом нормативном акте Президента страны хорошо подмечено общественное мнение, — сказал Василий Михайлович. — Люди считают, что представителям власти и руководителям субъектов хозяйствования надо жить по средствам. Кроме того, после появления Указа и райисполкомам будет проще жить, потому что появились четкие границы разрешенного. Да и у злопыхателей будет выбита почва из-под ног».

Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Любанского райисполкома Виктор Статкевич считает, что этот Указ главы государства, кроме ограничений, несет пользу и в том, что будет стимулом для улучшения работы руководителей предприятий.

«Образно говоря, если не хочешь ездить на лошади, — заметил Виктор Николаевич, — придется напрягаться, шевелить мозгами, предпринимать усилия, чтобы дела в коллективе шли лучше, чтобы не было задержек с платежами. Тогда будет возможность выбрать автомобиль в пределах разумного».

А еще начальник райсельхозпрода добавил, что, по его мнению, лучшей легковой машиной для руководителя сельхозпредприятия является «Нива-Шевроле». На ней можно везде проехать.

С такой точкой зрения согласен и директор ОАО «Отрадное-агро» Любанского района Виктор Биончик. На служебной «Ниве-Шевроле», которая примерно в два раза дешевле установленного Указом Президента потолка цены для служебных автомобилей, он легко добирается до любого поля и фермы. Виктор Иванович также считает, что такая машина имеет вполне презентабельный вид, на ней, как говорится, не стыдно и в люди выехать.

Остудить пыл слишком ретивых руководителей призвано и положение Указа главы государства о наказании при его игнорировании. За превышение установленной стоимости приобретаемого служебного легкового автомобиля, а также за его приобретение при наличии просроченной задолженности предусматривается наложение на руководителя государственного органа или юридического лица штрафа в размере от 600 до 1 000 базовых величин. Это значит, от 60 миллионов рублей до 100 миллионов. Думается, что такие суммы платить из своего кармана ради шикарного авто никто не захочет.

И напоследок вот о чем. Указ главы государства не накладывает ограничений на стоимость авто, приобретаемых руководителями частных предприятий. Естественно, при отсутствии задолженностей по платежам. Старайтесь, работайте на благо свое и страны, и катайтесь, на чем нравится.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter