Не хлебом единым

15 февраля по православному календарю первый день поста и Сретение Господне

Завтра у православных верующих не простое, а Прощеное воскресенье — день, когда все, кому близки существующие в народе духовные традиции, могут посмотреть в глаза друг другу и сказать: «Прости меня...»


За масленичной неделей наступает еще более ответственный период: начало Великого поста. У православных верующих его первый день — 15 февраля, а у католиков — 17–го, в Пепельную среду. (Кстати, Светлое Христово Воскресение в нынешнем году обе конфессии празднуют одновременно — 4 апреля.) Кроме того, завтра отмечается набирающий у нас популярность день всех влюбленных, приуроченный к религиозному чествованию святого Валентина. А в понедельник — православное Сретение. Но в этот раз богослужение переносится на 14 февраля.


Подвиг поста


Главное событие недели — конечно же, начало Великого поста у христиан: времени воздержания от мирских удовольствий и соблазнов, времени духовного очищения и развития перед главным христианским праздником — Пасхой. Установлен этот основной в году пост в память о 40–дневном пребывании Иисуса Христа в пустыне и длится 7 недель у православных, чуть короче — у католиков.


В православной традиции условия предпасхального поста весьма жесткие. В продолжение всего поста не совершается венчание. Нельзя есть мясо, яйца, молочные продукты и рыбу. Даже масло запрещено в будни! А самые строгие дни, когда по Уставу полагается полное «неядение», — понедельник и вторник первой недели (до окончания в среду литургии) и пятница на Страстной. Однако некоторые отступления от общих правил все же существуют. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или даже отменен. Кроме того, по субботам и воскресеньям, а также в дни памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта) и сорока мучеников (22 марта), в день чтения Великого канона — четверг 5–й седмицы и в четверг Страстной разрешаются масло и вино. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (в этом году он 7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 марта) разрешается рыба, а в Лазареву субботу (27 марта) — рыбная икра. Но надо помнить: суть и цель поста — «воздержание от страстей душевных и телесных, прилежание к молитве, духовному чтению и богомыслию», чему ограничения в пище, «смиряющие плоть», способствуют. Поэтому «подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником» — научает «Практическая энциклопедия православного христианина».


И все же настоящий подвиг поста в другом, не столь осязаемом и материальном. Он — в сложном процессе духовного и душевного самоусовершенствования, что по сложности достижения цели превосходит все остальное.


В своем Пастырском послании на Великий пост–2010 католический митрополит Минско–Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич вспоминает предание о том, как однажды Люцифер решил проверить работу своих подчиненных. У ворот одного города он увидел злого духа, который бездельничал, и обвинил его в манкировании вмененными обязанностями. На что дьявол ответил: не стоит беспокоиться, современные люди сами очень хорошо искушают друг друга. «Мы стараемся заполнить нашу внутреннюю пустоту стремлением иметь как можно больше материальных благ и поиском удовольствий. Однако раньше или позже почувствуем бессмысленность этого пути...» — с грустью предупреждает архипастырь своих единоверцев, да и всех остальных тоже.


Громничные свечи


15 февраля по православному календарю не только первый день поста, но и один из главных конфессиональных праздников — Сретение Господне. Установлен праздник в память о том, как праведный старец Симеон, которому Дух Святой предсказал, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, повстречал Младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм Девой Марией на сороковой день Рождества. Кстати, по–белорусски название Сретение звучит еще более близко к сути события — Стрэчанне.


Встретились старец и Младенец. А еще встречаются зима и лето. Сей знаменательный природный момент в нашем народе еще называли Громницами.


На Громницы делались далеко идущие выводы. Сегодня над народными приметами часто посмеиваются: мол, устарели, все теперь не так, все по–другому. Но... Опыт показывает: не так уж сильно все изменилось. Поэтому в понедельник стоит повнимательнее присмотреться к окружающему миру. Громницы — аналог западного «дня сурка», когда принято самым тщательным образом наблюдать за всеми природными проявлениями, напоминает научный сотрудник Института искусствоведения, этнографии и фольклора Елена Довнар–Запольская. Не торопитесь скорее прошмыгнуть из двери в дверь, из подъезда в машину или автобус. Задержитесь чуть–чуть, вдохните прохладный воздух, прислушайтесь, не зазвенела ли где–нибудь капель... Истинное где–то должно пробиваться сквозь урбанистический плен. Надо только постараться не упустить его слабое напоминание о себе.


— У наших предков Громницы приобретали особый характер, — рассказывает Елена Довнар–Запольская. — А громничные свечи по своему значению приравнивались к крещенской воде и вербным веточкам. Кстати, в народной традиции существует правило: эти свечи, как и «вербочки», принеся домой из церкви, больше никому не давать. А свечи даже убирать с чужих глаз подальше. Именно потому, что в них крылась сакральная сущность семьи, некий оберег, принадлежавший только этим людям и никому больше. Громничные свечи зажигали и зажигают по сей день во все самые главные и важные моменты, переживаемые семьей, — от родин до похорон. После сгорания свечей из их расплавленного воска лепили символические органы: руку, ногу, живот, которые болели, — все ради излечения.


Когда же в церкви слышался громкий треск зажженных громничных свечей, то люди могли быть уверены: гроз в последующее лето хватит с избытком. Но эти же свечи и оберегали крестьянские дома от пожаров.


Святой Валентин благословил


А завтра в Римско–католической церкви традиционно отмечается День святого Валентина. В последние годы, когда глобализация делает свое неумолимое дело, этот праздник стали все чаще называть днем всех влюбленных. Идея, конечно, сама по себе красивая и даже в чем–то полезная. Но практически выхолостившая из Дня святого Валентина его изначальную духовно–религиозную сущность, оставив только внешнюю оболочку — яркую и красиво шелестящую.


Однако в Смолевичах, скорее всего, о святом Валентине будут знать больше, чем где–либо в другом месте. Ведь там местная католическая община построила в его честь небольшой костел. Рядом с храмом разбили парк, где заложили аллею влюбленных и поставили памятник самому святому Валентину. Теперь местные женихи и невесты приходят в костел, чтобы не только произнести, но и записать свою клятву верности друг другу. Эта запись будет храниться в храме целых 25 лет! Интересно, многие ли придут через четверть века, чтобы продлить свой духовный «брачный контракт» перед Богом и людьми? Хочется верить, что таковых окажется немало. И летопись любви никогда не окончится. Иначе зачем тогда и подвиг поста, и трагическая самоотверженность Валентина?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter