О фильме Чемпионы

Не как в кино

О фильме «Чемпионы»

Пару дней назад коллега, с которым мы частенько обсуждаем спортивные новости, чуть не сбил меня с ног: «Ты видел фильм «Чемпионы»? Ну почему нашу молодежь, которая, собственно, и ходит в кинотеатры, агитируют брать пример с Николая Круглова, а не с Сергея Новикова или Дарьи Домрачевой? Почему наша киностудия не снимает таких фильмов на белорусских примерах? Ты посмотри, подумай, разберись...»


Посмотрел.


Подумал.


И прежде всего хочу сказать, что в нашей стране много поклонников российского спорта. Много тех, кто летом станет болеть за сборную России на чемпионате мира по футболу, а на скорой Олимпиаде будет симпатизировать российской хоккейной сборной. Но положа руку на сердце давайте признаем, что у большинства такого рода симпатии возникают от того, что в этих соревнованиях не примут участия белорусские команды. И совершенно иная картина получается, когда (как, например, на недавнем гандбольном Евро) белорусы сражаются с россиянами. Тогда уж точно симпатии нашей публики на стороне наших спортсменов. Мы болеем за своих, но при этом отдаем дань и мастерству соперников.


И вот — кино. «Чемпионы» — киноальманах, где под слоганом «Победы, которые у нас уже есть» с явным прицелом на сочинские Игры собраны пять историй из жизни спортсменов, в которых Алексей Чадов, Татьяна Арнтгольц и Светлана Ходченкова разыгрывают сцены из жизни Ильи Ковальчука, Елены Бережной и Светланы Журовой. Местами получается занимательно, местами вышибает слезу, но местами вынуждает обратиться и к воспоминаниям, фактам.


Прежде всего стоит, конечно же, сказать, что из фильма вытекает, что благодаря шайбе Ильи Ковальчука Россия героически победила в Канаде местную сборную в рамках Олимпиады. Но на самом деле в 2008 году произошло это на чемпионате мира. Равно как на самом деле и то, что в последний раз на Олимпиадах российские хоккеисты побеждали двадцать два года назад, когда объединенная команда бывших республик СССР под флагом с пятью кольцами победила в финале Игр в Альбервиле.


Собственно, про Ковальчука есть у меня и другая история. 2009 год. Чемпионат мира в Швейцарии. На нем, как известно, российская сборная тоже победила, но сперва в четвертьфинале ей пришлось сломить сопротивление сборной Беларуси. Черту под двумя периодами тогда подвел классный бросок Руслана Салея, счет стал 3:3, и никто не мог сказать, кто в итоге победит. Мы в Минске переживали, естественно, за нашу команду (которой, если кто забыл, руководил Глен Хэнлон), однако в заключительном периоде случилось страшно неприятное. Ковальчук вкатился в нашу зону, бросил, бросил ужасно коряво, но Андрей Мезин именно такого конфуза и не ожидал... В общем, россияне тогда выиграли — 4:3, стали чемпионами, однако именно с тех пор в белорусской хоккейной среде Ковальчука как–то не принято вспоминать хорошими словами.


Есть в «Чемпионах» и история конькобежки Светланы Журовой. В фильме она подана через то, что после рождения сына ее списали со счетов, а она упрямо тренировалась и в 34 года взяла «золото» в Турине. А я вспоминаю историю ее борьбы с Анжеликой Котюгой. В Солт–Лейк–Сити белоруска обогнала россиянку, но до медалей не добралась. Помню, как мы все тогда переживали. А в 2005–м у Анжелики нашли допинг, и сама спортсменка заговорила о кознях многочисленных недоброжелателей. Котюга, как позже Тихон с Девятовским, почти доказала свою невиновность. Несмотря на двухлетнюю дисквалификацию, ей даже позволили отобраться на Олимпиаду в Турин, но после рассмотрения вопроса в Международном арбитражном суде выступить там все–таки не дали. Она стала тренировать, но воспитать кого-то, похожего на себя, пока не смогла. А Журова после своей победы в Турине, кроме множества бонусов, получила еще и кресло в Госдуме.


А как забыть Николая Круглова? В фильме рассказывается, как двукратный олимпийский чемпион и заслуженный мастер спорта СССР Николай Круглов втайне от родных продает свои золотые медали, чтобы его сын смог поехать на международный турнир. В итоге Николай Круглов–младший становится чемпионом мира, берет «серебро» на Олимпиаде–2006 и выкупает награды отца. А четыре года спустя мы следим за индивидуальной гонкой в Ванкувере. Там только что финишировал Сергей Новиков. У него одно время с великим Оле–Эйнаром Бьорндаленом, впереди них Эмиль Хегле Свендсен, но Николай Круглов–младший еще на дистанции, он не знает промахов на стрельбище, и вот... И вот камера показывает россиянина, который идет в подъем с винтовкой в руке. Чуть позже мы узнаем, что он упал на спуске, чуть позже посочувствуем. Но сперва порадуемся за своего Новикова. У него — «серебро», а у Круглова, думаем, впереди еще будет эстафета и шансы на «золото». Однако позже выяснится, что интриги в российской команде вычеркнут Николая Николаевича из состава четверки, а он, обидевшись, уйдет из спорта.


Настоящая жизнь — она, конечно же, далека от кино. Так что, когда коллега еще раз зайдет ко мне поговорить о спорте, я, пожалуй, скажу, что опасения его беспочвенны. Захотели россияне подогреть патриотические чувства перед Олимпиадой — сняли «Чемпионов». Зря только загоняли реальные истории в шаблоны жанра. А то, что доверили процесс съемок известной по картинам «Мамы», «Беременный», «Тот еще Карлсон» компании Enjoy Movies, так это, может, даже и к лучшему. Касса будет обеспечена, а заодно картину почти наверняка не станут сравнивать с классическим произведением подобного жанра. Ребята из Enjoy Movies, может, и хотели бы сделать «Триумф воли» Лени Рифеншталь, но почему–то кажется, что у них скорее получился триумф Паши Воли. Относиться к их творчеству нужно с пониманием этой истины, но, конечно же, весьма прискорбно, что белорусские кинематографисты даже чего-нибудь подобного на спортивную тему до сих пор не сняли.


Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter