Не из области фантастики

Теперь на школьной доске можно смотреть трехмерные изображения, родители знают, когда их ребенок пришел в школу или вышел из нее, а также в любой момент даже на расстоянии могут проверить дневник своего чада

Теперь на школьной доске можно смотреть трехмерные изображения, родители знают, когда их ребенок пришел в школу или вышел из нее, а также в любой момент даже на расстоянии могут проверить дневник своего чада

Новые технологии стремительно внедряются в нашу жизнь.  Они с нами на работе, дома, в общественном транспорте, а теперь и в учебных заведениях. В последнее время в СМИ только и говорится о проектах “Электронная школа”, “Виртуальная школа”. Некоторых эти названия настораживают:  дети и так не “вылазят” из своих смартфонов, компьютеров, а теперь и на уроках будут использоваться современные электронные ноу-хау... Но если посмотреть поближе, все станет гораздо понятнее. В этом убедилась корреспондент “НГ”, попытавшись выяснить, какие новые технологии используются в учебных заведениях, насколько они помогают в образовательном процессе и как к ним относятся родители и педагоги.

К доске! Электронной...

Лицей БГУ уже не один год проводит в своих стенах эксперименты с внедрением новаций в учебный процесс. Совсем недавно при поддержке Сбербанка России было создано четыре интерактивных класса: физики, математики, химии и биологии.  В каждом  установлена интерактивная доска. С первого взгляда она напоминает экран планшета, увеличенный в несколько десятков раз. Возможностей у интерактивной доски гораздо больше, нежели у обычной. На ней так же, как и на обычной доске, можно писать, только вместо мела используется специальное перо. При этом можно выбирать различные цвета текста, толщину пера.

Если раньше преподавателю математики, чтобы показать, как меняется график при изменении некоторых параметров функции, надо было рисовать несколько графиков, то на интерактивной доске достаточно только дергать за “ползунок” со шкалой соответствующего параметра, а график будет сам меняться в соответствии со значением. Кроме того, на интерактивной доске можно смотреть рисунки в трехмерном изображении. Это опять же очень удобно. Например, на уроке геометрии ученик может вращать объемную фигуру.

— Дополнительные возможности, которые позволяют визуализировать то, что ты рассказываешь, значительно облегчают понимание отдельных тем. Нагрузка на глаза может становиться даже меньше, потому что ребенок лучше понимает материал на занятиях и уже дома меньше времени проводит за книгами или компьютером, — рассказывает о преимуществах чудо-доски учитель математики лицея БГУ Анастасия Зенькович. — Да и нам удобнее. Учителю математики часто не хватает обычной доски, чтобы написать решение объемной задачи. На интерактивной доске такой проблемы нет, а кроме того, все записанное во время урока на доске можно “скинуть” ребятам в виде графических файлов. Математики сначала интерактивную доску воспринимали довольно скептически. Но их скептицизм продлился меньше недели. Мы провели небольшой семинар, на котором я показала простые действия, рассказала, как подготовить доску к работе, как работать с программами.

Двойку в дневнике не утаишь

Сейчас проводится эксперимент по внедрению электронных дневников и журналов в одиннадцати школах Минска в рамках проекта “Электронная школа”. Он пока в начальной стадии, а вот в лицее БГУ пользуются электронными дневниками и журналами уже третий год.

Вместе с оборудованными интерактивными классами лицей получил новую платформу для интерактивных журналов и дневников — Netschool. Теперь в любое время электронный журнал работает быстро, и все данные хранятся в базе данных лиц. Однако заполняют электронный журнал только около 50 процентов преподавателей. За остальных оценки из бумажных журналов в электронный переносит методист. Это позволяет родителям иметь полную картину того, как учится его ребенок, достаточно зайти на сайт лицея.

Вместо бумажных дневников у учащихся в лицее — электронные. Все оценки и замечания выставляются сразу на уроке. Ни удалить, ни исправить оценку ученик не может. И родитель может зайти в любой момент в интернет и посмотреть дневник своего ребенка со всеми отметками, замечаниями и домашним заданием.

Постоянно на контроле

Сейчас в школах активно внедряется система электронных карт — пропускная система, как на многих предприятиях. К примеру, она уже работает в школе № 2 в Боровлянах под Минском.

— Прежде чем установить эту систему,  мы провели предварительную серьезную работу, — рассказывает директор школы Жанна Воробей. — В конце прошлого учебного года у нас было проведено общешкольное родительское собрание, на котором представители компании “СкулТрейд”  рассказали, что такое  школьные карты и как они работают.

Изначально в сентябре были установлены только турникеты. Дети учились проходить через них без карт. Позже каждому ученику и сотруднику школы был сделан индивидуальный пропуск, который позволял пройти через турникет. Для родителей, дети которых ходят в первый класс, в качестве исключения также были сделаны пропуски.

Первые две недели работала бесплатно в тестовом режиме услуга “СМС-информирование”. То есть каждый раз, как только ребенок приходил или уходил из школы, на телефон родителей приходило уведомление в виде СМС-сообщения. Родители смогли определить для себя, нужна ли им эта услуга. В итоге большинство подписалось на СМС-информирование.

— Я очень довольна данной системой пропуска в школу, —  говорит  Ирина Суботка. — Теперь точно знаю, во сколько дочка вошла в школу и во сколько вышла. Ребенок постоянно на контроле.

— У меня трое детей ходят в эту школу: в первый, четвертый и десятый классы, — рассказывает многодетная мама  Анна Брановец. — Средний ребенок ходит во вторую смену, а старший ведет младшую в первую смену. И когда приходит СМС, что они во столько-то пришли, — удобно. Когда старший ребенок прогуливает, я тоже это вижу. В принципе, это хорошо. Я еще не совсем привыкла, но пока меня все устраивает.

Не дань моде, а необходимость

Пока эти школьные интерактивные новинки практикуются в отдельных учебных заведениях, но в том, что они в скором времени станут реальностью для многих школ, сомневаться не приходится. Слова начальника управления образования Минского облисполкома Галины Казак тому подтверждением:

— На мой взгляд, электронные дневники и журналы — это не дань моде, а уникальная возможность оперативно и эффективно взаимодействовать всем участникам образовательного процесса: педагогам, учащимся и родителям, — говорит Галина Николаевна. — Именно поэтому управление образования Миноблисполкома заинтересовано во внедрении электронных дневников и журналов в учреждениях образования области. Минский областной институт развития образования заключил договор на разработку электронного дневника с компанией IBA ЗАО “Международный альянс”, которая взяла на себя обязательства по безвозмездному созданию и техническому обеспечению данного проекта. На сегодняшний день проект “Электронный дневник” находится в стадии технической разработки, его повсеместное внедрение в Минской области планируется в 2014/2015 учебном году.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter