Откуда берется плесень на иностранной валюте

Не инфляцией, так грибком

Бумажные деньги — вещь крайне уязвимая: рвутся, мокнут, пачкаются. А еще подвержены таким повреждениям, которые не видны невооруженным глазом, но способны даже самую идеальную банкноту с течением времени превратить в никому не нужную бумажку. Почему опасно хранить сбережения дома, выяснила корреспондент «НГ».

Невидимые пятна

На фоне падения курса иностранной валюты решила избавиться от собранных некогда накоплений в евро. Сумма не то чтобы большая, но лично для меня ощутимая. Что с ней будет дальше? Вдруг еще больше обесценится? Эти чаяния сегодня знакомы многим.

Но в ближайшем к дому обменнике кассир огорошила новостью:

— Возьму только часть купюр, большинство светятся у меня на аппарате.

Светятся? Я человек в этих вопросах неискушенный, поэтому прошу объяснить, что это значит.

— На них плесень. Мы такие не возьмем.

Признаться, к такому повороту событий я готова не была. Деньги хранились в бумажном пакете около года. Ни сырости, ни влажности в квартире замечено не было. С виду обычные чистенькие банкноты. Все выпущены не так давно.

Расстроившись, решила попытать счастья еще в одном обменном пункте. Тот же сценарий. Спустя пару часов, посетив пять обменных пунктов, на руках у меня уже были родные белорусские рубли. А в голове уйма вопросов.

Позеленели на свету

Старший кассир банка Наталья Лыскович говорит, что плесень на деньгах, как и ее выявление с помощью ультрафиолета, проблема отнюдь не новая. С помощью детектора банкнот решили просмотреть иностранную валюту, которая хранилась какое-то время дома в обычных условиях, — несколько купюр долларов, российские рубли. Кассир помещает под ультрафиолетовый свет пятидесятку с американским президентом и выносит вердикт:

— Идеальная, хотя явно не вчера поступила в обращение.

Следом в аппарат отправляются банкноты номиналом один и два доллара.

— А вот зеленоватые пятнышки в уголке — здесь уже разрушен защитный слой. Это и есть плесень. Видите? — обращает внимание специалист.

— Вы такое не примете? — спрашиваю я.

— Это же всего два доллара! Повреждение есть, но небольшое. Можно принимать, тем более мелкие купюры всегда в ходу. Другой разговор, когда площадь поражения больше и номинал денег выше. Могут и не взять. Каждый кассир самостоятельно определяет, что брать, а что нет, руководствуясь инструкциями банка.

Дальше под ультрафиолет попадают российские рубли. Никакой плесени, но есть другая беда — красный сувенирный штамп. Такими деньгами нельзя расплатиться.

— Главная опасность грибка в том, что он разрушает защитный слой. И чем больше площадь поражения, тем выше риск, что купюра приобретет свойства, характерные для поддельных денег, — поясняет кассир. — Причем опасна не только плесень. Будут светиться и постиранные деньги. Порошки и отбеливатели еще хуже влияют на банкноты, поэтому не стоит пытаться отмыть грибок с их помощью.

По словам Натальи, до сих пор бывают случаи, когда в кассу приносят купюры с пятнами ржавчины. Например, некоторые люди хранят сбережения в металлических банках и коробках на кухне среди продуктов. Даже закатывают под металлические крышки, чего делать ни в коем случае нельзя.


— Деньги боятся влаги. Попадет на них пара снежинок или капель дождя — и процесс заплесневения запущен. Особенно если хозяин не глядя сунет купюры в пакет и забудет про них на пару месяцев, — говорит кассир. — Хотя не всегда проблемы вызваны неправильными условиями хранения. Некоторые привозят наличную иностранную валюту из-за границы.

Как часто в кассу к Наталье Лыскович попадают деньги с плесенью? Не каждый день, но регулярно.

— Когда курсы иностранных валют начинают колебаться, люди чаще снимают наличные. Банк гарантированно выдает чистые купюры. Это его ответственность. Но когда ситуация стабилизируется и происходит обратный процесс, то далеко не всегда клиенты несут обратно то, что мы можем принять, — отмечает кассир и советует: — Деньги если и должны где-то храниться, то лучше в банке. В таком случае человек и вознаграждение в виде процентов получит, и будет уверен, что его накопления не съест плесень.

Деньги любят пересчет

Кандидат биологических наук руководитель лаборатории микологии Института экспериментальной ботаники им. В. Ф. Купревича Татьяна Шабашова говорит, что плесень может появиться на купюрах, как и на любом другом предмете, когда создаются особые условия и питательная среда:

— Если хранить деньги в неотапливаемом помещении с высокой влажностью без вентиляции, то грибок не заставит себя долго ждать. Поэтому прятать заначку под ванной или в банках на кухне — всегда плохая идея.

Влияет на появление грибка и возраст купюр: чем она старше, тем выше видовое разнообразие грибковых спор на ней.

— Деньги — такая вещь, которая постоянно переходит из рук в руки. Причем не всегда из кошелька в кошелек. Ими рассчитываются на рынке или в магазинах, а там среди овощей, фруктов и других продуктов повышенный риск испачкать купюру, намочить, уронить. Когда речь идет об иностранной валюте, которую используют для международных расчетов, то очевидно, что она кочует из страны в страну. Это делает ее грязнее и, следовательно, уязвимее, — рассказывает ученый.

Лучшим вариантом для хранения денег дома Татьяна Шабашова считает бумажный пакет или конверт, поскольку он не будет препятствовать воздухообмену. Полиэтилен не запрещен, однако если его герметично и надолго закрыть, то он может превратиться в микрокамеру для развития грибка. В таком случае даже одна пораженная купюра может стать причиной больших проблем для всех сбережений.

— Пересчитывать накопления время от времени — полезная привычка. Все-таки бумажные деньги созданы для того, чтобы ими постоянно пользовались, а не для складирования дома. Ведь даже в банках они не лежат без дела, а постоянно циркулируют, — обращает внимание руководитель лаборатории микологии Института экспериментальной ботаники им. В. Ф.  Купревича.

За обмен возьмут проценты

Если деньги сильно пострадали (разорваны, закрашены, прошли стирку в машинке или плесень светится на большом участке банкноты ), можно попробовать обменять их с помощью процедуры инкассо.

Банк возьмет их на экспертизу, и если подлинность и платежность подтвердят, то иностранные купюры предложат обменять на новые или дадут компенсацию в белорусских рублях. Один нюанс: за такую услугу берутся далеко не все банки. Кроме того, за обмен придется заплатить. Например, в ВТБ комиссия составляет 2 %, но не менее 4 белорусских рублей, в БСБ для евро, долларов и швейцарских франков это уже 15 %, но не менее 10 белорусских рублей. В Бел­агропромбанке возьмут комиссию 4 % от суммы иностранной валюты, но не менее 4 долларов (при этом банк не осуществляет прием на инкассо банкнот, вызывающих сомнение в платежности). Комиссия Беларусбанка составляет 3 %, но не менее 3 белорусских рублей.
В Национальном банке объясняют: сегодня у каждого коммерческого банка есть возможность самостоятельно разрабатывать перечень признаков платежеспособности банкнот в иностранной валюте. То есть у каждого свои правила приема. И если в одном отказались брать поврежденные доллары или евро, это не значит, что такое произойдет в другом.
kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter