Не грибной сезон

Почему в лесной стране грибы стали импортным продуктом?Любите ли вы их так, как люблю их я? Монолог Татьяны Дорониной из фильма “Старшая сестра” тут явно подходит. Потому что недавно грибов мне захотелось чудовищно. И я пошел их покупать. Как потом оказалось — сначала искать. Предпочитаю, конечно, в лесу, но в этом году в лесу грибов нет. Пришлось искать на рынках и в универсамах. Грибов нигде не было. Но все по порядку.

Раскручивая цепочку
Ну да, из-за личного неудовлетворенного покупательского спроса и ввиду специфичности профессии пришлось искать концы, а потом связывать их, чтобы раскручивать цепочку причин и следствий, чтобы получить ответ на вопрос: почему в лесной стране купить грибы так трудно?
Осень. Сентябрь. Но на минском рынке “Московский” грибов не обнаружилось. Обычно в прошлые годы человек 5—6 торговали, теперь никого. Пришлось ехать на следующий рынок, “Maximus”, благо он недалеко. Та же картина — никого и ничего. Отчаявшись, решил купить шампиньонов, они на рынке подешевле. Нет и их! Что за комиссия. Создатель?
Шампиньоны мне все-таки купить удалось. В универсаме. По цене 15,5 тысячи рублей за кило.
Вообще-то странно, еще недавно шампиньоны стоили в пределах 8—8,5 тысячи рублей... Будем прояснять. Звоню в ближайший универсам, где грибов в выходные не было.
— Ой, вы знаете, — извинительным тоном объясняется директор, — не успели заказать. Ведь это не молоко и не хлеб, сами понимаете.
Понимаю. И звоню товароведу Алле Ивановне, она занимается заказами и поставщиками.
— Грибы нам поставляет фирма такая-то. Пожалуйста, обращайтесь туда. Вот телефон. У нас, кстати, цена держится на уровне 10 тысяч. Мы даже наценку даем не больше 15 процентов, чтобы выдержать конкуренцию.
Как известно, торговая наценка не должна превышать 30 процентов. Интересно, какой она была в универсаме, если шампиньоны шли по 15,5 тысячи? Не думаю, что больше 30 процентов, но уж точно по максимуму. Ну, ладно, проехали. Нам ведь интересно совсем другое.
Сергей Иванович из фирмы-импортера все расставил по местам.
— Да нет, грибы — это только один из видов номенклатуры. Вообще шампиньоны мы закупаем в Польше и Голландии. В Польше — у фермеров, в Голландии действует система аукционов. То есть производители предлагают товар и первоначальную цену. Все зависит от конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения.
— Естественно, и конечная цена в белорусском универсаме зависит от цен в Польше и Голландии...
— Ну, конечно. Мы только посредники.
Они только посредники. Посчитаем теперь: закупка товара, его транспортировка, таможенные расходы, транспортировка по городу Минску или Беларуси, торговая наценка и прочие привходящие моменты. В конце цепочки возникает озвученная выше цена — 15,5 тысячи рублей за кило шампиньонов. Ну, это скорее исключение, в среднем по столице — на уровне 10 тысяч. Тоже не сахар, надо признать. Грибы по цене мяса — это, знаете ли...
— Сергей Иванович, неужели в Беларуси никто всерьез не занимается грибами? Частники хотя бы.
— Честно говоря, не слышал, не встречал. Хотя подождите, в Барановичах есть производство. Ну и фермеры кое-где. Но все это как-то несерьезно. Отлаженного производства у нас практически не существует.
Печально. Но, может, Сергей Иванович всей картины не знает? Попробуем узнать мы.
Следующая остановка
А следующая остановка — Белкоопсоюз. Кому как не кооператорам и карты в руки? Другой серьезной организации, которая бы занималась заготовкой грибов, у нас просто нет.
“В этом году грибов мы планируем закупить 1100 тонн, т.е. на 400 тонн больше, чем в прошлом... Заготовительные организации уже начали отгружать грибы как в свежем, так и замороженном виде на экспорт в Польшу и Прибалтику”, — цитирую недавнее выступление на “прямой линии” в одной из газет заместителя начальника управления заготовок Белкоопсоюза Оксаны Скиндер. Прошу обратить внимание: первым делом Оксана Ивановна упомянула экспорт грибов. Уже по этому небольшому факту можно предположить, что с промышленной переработкой грибов в нашей стране большие проблемы. Ведь ясно и непрофессионалу, что гораздо выгодней импортировать готовый продукт, чем экспортировать сырье. Особенно учитывая нынешнюю напряженную ситуацию с внешней торговлей.
Догадки автора подтвердил и один из ответственных работников того же Белкоопсоюза.
— Да, — тяжело вздыхает ответработник, — проблема есть, и уже давно. Мы вот несколько лет назад пытались наладить промышленное производство и переработку шампиньонов. Но попытка не удалась.
— В чем причина, если не секрет? И почему вы, мощная организация, не сумели, а у фермеров, их, правда, немного, получается?
— Ну-у, тут причин много... Нужны технологии, специалисты, оборудование. А это стоит немалых денег. Да и опыта маловато. Вот у нас 13 небольших заводов используют грибы в качестве добавки в овощные консервы.
— Солянка с грибами? Но ведь это еще в СССР делали. Выходит, вы остаетесь на том же уровне?
— Ну, почему же? Краснослободский завод занимается исключительно производством грибных консервов.
— Один завод? Простите, но цена белорусских грибных консервов ненамного ниже импортных, кстати, российско-украинско-польско-прибалтийского происхождения.
— Да, я понимаю, это обидно. Грибная страна, мы вынуждены переработанные грибы импортировать. Мы заготавливаем грибы, экспортируем в Европу, а потом получаем их обратно в красивой упаковке...
— Но по “некрасивой” цене...
— Точно... Хотя нельзя определенно сказать, чьи мы грибы импортируем: украинские, российские или все же белорусские.
— По-моему, это уже неважно, ведь все-таки импортируем, а не экспортируем.
Любопытно было бы посчитать: что Беларусь получает от экспорта и сколько отдает за импорт. А потом спросить у ответственных товарищей: свое ли вы место занимаете, если бюджет страны от вашей бурной деятельности не получает того, что получать мог бы? Понятно, грибы — это не газ, не нефть, не калийные удобрения, не трактора и машины. Но в условиях, когда страна испытывает серьезные трудности во внешней торговле, всякое лыко пойдет в строку. Да и стоит ли брать пример с соседки России, все экономическое могущество которой произрастает из недр в прямом смысле?
Во-первых, брать такой пример у нас точно не получится. Во-вторых, даже будучи бедным, можно стать богатым. Просто нужно научиться свои минусы превращать в плюсы.
Альтернатива
А в самом деле, вопрос об альтернативе возникает сам собою, вполне логично. Ну если ни Белкоопсоюз, ни какая-либо другая структура не могут организовать в Беларуси промышленное производство и экспорт продукции, то кто сможет? Частный производитель? Их мало, частников. Наверное, это несерьезно? Возможно. Но если это несерьезно, то почему? И почему предпринимателей мало? Есть подозрение, что у них по каким-то причинам получается лучше. Одним словом, неважно, какого цвета кошка, проблема в том, ловит ли она мышей. Спросим у самой “кошки”.
Председатель гродненской ассоциации фермеров Владимир Ушкевич проблему знает не понаслышке, а практически.
— Понимаете, у нас почти нет специалистов-грибоводов. Их нигде не готовят, ни в вузах, ни в колледжах. Приходится выезжать на энтузиазме, на личном интересе...
— ...на котором и основан успех любого предпринимателя.
— Совершенно верно. Но одного энтузиазма маловато. Нужна государственная поддержка, а ее пока нет. Опять же, раскрученной фирме нетрудно получить кредиты в банке. Гораздо труднее — начинающему фермеру. Производство грибов — выгодное дело, но все упирается в объемы. Если они ощутимые, вам, пожалуй, помогут. Но объемы — дело будущего. Сперва нужно начать, а это трудно...
Насколько трудно, автору объяснил фермер из Гродненского района Михаил Чистяков. Он занимается выращиванием вешенки и экзотического китайского гриба шиитаке, который используется в медицине и цена на который в Гродно доходит до 30 тысяч за кило (вешенка — 5 тысяч).
Начинал Михаил довольно успешно. Удалось взять в аренду полуразрушенное здание, отремонтировать его, подвести электричество, воду, тепло — за свои деньги. После этого исполком поднял арендную плату: дескать, такое здание и стоит дороже. Бизнес пришлось свернуть.
— Видите, как можно зарезать курицу, которая несет золотые яйца, — горячится Михаил. — Было производство, от которого исполком получал бы налоговые отчисления, — нет производства. Приезжаешь в хозяйство, видишь заброшенные строения, идешь к председателю. Узнав, кто ты, или заламывают несусветные цены, или вообще отказываются продавать либо сдавать в аренду. Да что там, колхозникам продают солому по 13 тысяч, мне — по 42...
Три года назад мне пришлось присутствовать на семинаре в Могилевской области с участием фермеров и представителей Минсельхозпрода. Именно функционер министерства поставил вопрос ребром: срочно нужно подсчитать количество используемых помещений и организовать продажу их заинтересованным лицам. Выходит, все это осталось словами?
— Я изучал опыт корейцев и китайцев, — рассказывает Чистяков. — У них рентабельность производства грибов достигает 150—200 процентов! С одного квадратного метра они снимают два кило грибов в сутки. И мы это можем, и у нас рентабельность будет 100 процентов и больше. Вы знаете, любое дело можно сделать супервыгодным. Если этого хотеть.
— А что у соседей, Михаил?
— Грибы у них — уже налаженный серьезный бизнес. Был я и на Украине, и в России, набирался опыта. Там все уже поставлено на промышленную основу. У нас — тишина.
— Странно, количество хозяйств у нас уменьшилось не очень сильно. Неужели там нельзя наладить производство, если, как вы говорите, оно супервыгодно?
— Да нет, тут нужно учитывать вот что. Грибы — это такая штука, что возле них кому-то нужно постоянно быть. Представьте, за ночь вешенка выросла, утром ее необходимо сразу собрать и доставить заказчику. Чуть опоздал — гриб уже никто не возьмет, товарного вида он иметь уже не будет. А как в хозяйстве? С 8 утра до 5 вечера отработал — и домой. Людей можно понять: им платят за восьмичасовой рабочий день. Но грибы этого не понимают. Фермер — совсем другая опера. Он вложил свои деньги и труд, а кредиты с него не снимут. По этому только так — или пан, или пропал. Нет другого выхода, кроме как работать до седьмого пота.
— Другими словами, если у грибоводства есть перспективы, то их следует искать в области частного бизнеса?
— Именно. Я знаю случаи, когда в хозяйствах пробовали наладить производство грибов, но все глохло. Мы поставляем до одной тонны грибов ежемесячно в торговую сеть Гродно. Можем до трех тонн. Но это случится тогда, когда мы на новом месте наладим промышленное производство со всем необходимым.
Кстати, за проект ремонта (а точнее, восстановления) полуразваленной фермы, где теперь выращивает вешенки и шиитаке Чистяков, заплатить нужно 40 млн рублей...
Ну, хорошо. Будем считать мнение Чистякова как одно из многих. Я не хочу его оценивать однозначно, истина ведь всегда посередине. С другой стороны, представитель другой формы собственности сам признает, что их усилия чаще не имеют результата. Кто рассудит? По-моему, потребитель. Как мы все уже усвоили, покупатель всегда прав. Потому что, если есть нужный товар, он его покупает. И тогда все получают искомое: производитель — прибыль, продавец — процент за продажу, казна — налоги с обоих. Цепочку замыкает покупатель, который получает товар. Желательно за приемлемую цену. Для этого нужно одно: много производителей.
Всего-то делов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter