Внесут ли досрочные выборы ясность в вопрос о Brexit

Не говорите мне «прощай»

31 октября Великобритания в очередной раз не выходит из ЕС. Новый дедлайн сдвинулся на три месяца, на 31 января 2020 года, — Брюссель удовлетворил британский запрос об отсрочке. Впрочем, при оптимальном развитии событий Лондон сможет покинуть европейские ряды даже раньше этого срока. Для этого необходимо всего ничего: чтобы оправдались политические расчеты Бориса Джонсона и его партия получила парламентское большинство на досрочных выборах, которые должны состояться 12 декабря.

РИА Новости

С четвертой попытки британский парламент наконец одобрил решение о досрочных выборах, и это можно считать первой крупной победой Бориса Джонсона после череды неудач, связанных с нежеланием депутатов принимать в ускоренном порядке предложенную им сделку с ЕС, что, собственно, и сорвало сроки выхода 31 октября. Расчет Джонсона прост. Нынешний состав парламента, уже получившего прозвище «парализованный», оказался фактически недоговороспособным, последовательно утопив все инициативы правительств Мэй и Джонсона. Причина проста: консерваторы не имеют в парламенте рабочего большинства, что открывает перед их оппонентами широкое поле для козней и интриг. Более того, Борис Джонсон столкнулся с фрондой внутри собственной партии, из-за чего из ее состава исключен 21 человек. Впрочем, на волне успеха инициативы по досрочным выборам Джонсон поспешно вернул назад десятерых отступников — сплоченность рядов сейчас нужна, как никогда.

Джонсон рассчитывает, что его личная популярность у избирателей поможет консерваторам получить уверенное большинство. Если это произойдет, парламент сможет ратифицировать сделку и Британия наконец, ко всеобщему удовольствию, покинет ЕС. 

Безусловно, британский премьер рискует, поскольку предпочтения избирателей в последнее время столь же неустойчивы, как лондонская погода. Борис Джонсон вполне может повторить судьбу Терезы Мэй, которая также в свое время пошла на досрочные выборы, будучи полностью уверенной в победе консерваторов, а получила потерю большинства и неработоспособный парламент. Британцы давно устали от двухпартийной олигополии консерваторов и лейбористов, и трагифарсовая эпопея с Brexit работает на дальнейшее ослабление обеих доминирующих партий.

Тенденция к ослаблению британской двухпартийности и усилению малых и региональных партий наблюдается не первый год, и нельзя исключать, что предстоящие выборы ознаменуют окончательный крах двухпартийной системы Соединенного Королевства. Неслучайным в этой связи выглядит то обстоятельство, что решение о досрочных выборах удалось провести благодаря поддержке либеральных демократов и Шотландской национальной партии — миноритарных сил, рассчитывающих усилить свои позиции в парламенте. Для шотландских националистов это, ко всему прочему, прекрасный шанс снова поставить вопрос о независимости Шотландии от Соединенного Королевства.

Таким образом, Джонсон рискует получить еще более раздробленный парламент, чем сейчас, и в этом случае ситуация с Brexit может в очередной раз зависнуть в неопределенности, а для самого британского премьера это, скорее всего, будет означать окончательный крах политической карьеры. С другой стороны, есть неплохие шансы на появление в парламенте Партии брексита Найджела Фараджа — естественных союзников Джонсона в деле выхода из ЕС. 

Ставки в политической игре высоки, как никогда. Если новые выборы так и не внесут ясности в вопрос о Brexit, это грозит окончательной потерей лица для всей правящей элиты.

vs.shimoff@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter