Прокуратура выявила нарушения в инспекции по маломерным судам

Не гоните волну

Прокуратура выявила нарушения в инспекции по маломерным судам

Близится день, которого с нетерпением ждут владельцы разнообразных плавсредств: начало навигации. Ее открытие, как правило, приурочено к окончанию нереста и связанных с ним запретов. Но 1 июня не только рыбаки расчехлят свои надувные лодки. На воду будут спущены — там, где это не запрещено! — также и моторные лодки, катера, квадроциклы, доставленные к берегам на прицепных трейлерах. Мощности их моторов, между прочим, достигают сотен лошадиных сил и позволяют развивать на воде огромные скорости — почти как на шоссе. Иначе говоря, они могут быть смертельно опасны.

 


Уместным напоминанием об этом служат обнародованные итоги очередной проверки, которую транспортная прокуратура провела в ГИМС, Государственной инспекции по маломерным судам, и в большей мере трагический повод к этой проверке. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда оставила без изменения приговор в отношении Д., по вине которого в июле прошлого года погибли двое взрослых и трое детей. Трагедия, напомним, произошла на озере Белое в Житковичском районе Гомельской области. Протокольная формулировка гласит, что Д., «в состоянии алкогольного опьянения управляя маломерным судном, грубо нарушил правила безопасности движения и эксплуатации...»


В суде выяснилось, что свою лодку «Прогресс–4» владелец оборудовал подвесным мотором мощностью 60 л.с. (при допустимой норме не более 40), при этом самостоятельно изменил конструкцию. Регистрацию и техническое освидетельствование судно не прошло и в день трагедии было фактически неисправно. Установленную заводом–изготовителем норму пассажировместимости владелец тоже нарушил, устроив катание одновременно для девяти пассажиров, включая пятерых детей, еще и буксируя плавсредство с пассажиром. Никто не имел спасательных жилетов. При этом плавание по озеру на моторных судах было вовсе запрещено местным райисполкомом двумя годами ранее.


Перегруженная лодка перевернулась и затонула после совершенного «капитаном» резкого поворота. Вступивший в силу приговор на 6,5 года определил его в исправительную колонию и назначил компенсацию морального вреда потерпевшим, 950 млн. рублей, — пояснил государственный обвинитель, старший помощник Белорусского транспортного прокурора Сергей Трубчик. Тем же летом трагедия — тоже с пьяным судоводителем непригодной к эксплуатации моторки! — произошла в урочище Остров в Лунинецком районе: тогда утонул один из пассажиров–рыболовов.


Проверив работу ГИМС (это фактически аналог госавтоинспекции, обязанный, по логике вещей, предупреждать подобные трагедии), прокуратура выявила немало огрехов. Не велся журнал учета аварийных случаев, их расследования поверхностны, отсутствуют рекомендации и меры по их предупреждению. Показатели профилактической работы снизились, фактически инспекция плохо исполняет функции, ради которых и создавалась, заметила, резюмируя итоги проверки, начальник отдела Белорусской транспортной прокуратуры Светлана Масло. Выявлены также многочисленные нарушения административного и трудового законодательства, об обращениях граждан и юридических лиц...


По итогам проверки начальнику ГИМС Михаилу Чешуну внесено представление: устранить нарушения в месячный срок. От себя добавим, что у владельцев плавсредств к работе инспекции тоже немало претензий. Одни владельцы надувных лодок, например, регулярно жаловались в редакцию на бюрократизм, формальность процедуры регистрации лодок. Другие спрашивали: что считать маломерным судном, по каким критериям его определять. Скутер — это судно или нет? Нужно ли его регистрировать и если да, то где? Что такое судовой билет? Вопросов много, но здесь не место на них отвечать. Логично делать это, скажем, на официальном сайте ГИМС, где посетителя встречает... извинение. Сайт, дескать, проходит доработку и наполнение, поэтому просим «отнестись с пониманием к тому, что не все разделы функционируют»... Примут ли извинение владельцы плавстредств, которые именно сейчас, перед навигацией, более всего нуждаются в исчерпывающих разъяснениях? Речь, повторим, идет о безопасности! Будем надеяться, что и это упущение ГИМС к нужному сроку устранит.


Советская Белоруссия №88 (24471). Среда, 14 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter