Не голый энтузиазм, а прагматичный подход

Начиная с осени минувшего года правительство жестко контролирует ход подготовки к посевной-2006. Поступающая информация из Минсельхозпрода, областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию анализируется, наиболее сложные проблемы обсуждаются на заседаниях Президиума Совмина.

Начиная с осени минувшего года правительство жестко контролирует ход подготовки к посевной-2006. Поступающая информация из Минсельхозпрода, областных комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию анализируется, наиболее сложные проблемы обсуждаются на заседаниях Президиума Совмина.

С начала ремонтного сезона специалисты министерства совместно с редакцией нашей газеты провели рейды в 70% районов республики и оценили уровень ремонта техники, которая будет задействована в ходе весенне-полевых работ. Сразу отмечу, что к 19 апреля она будет готова к работе полностью. Таково обязательство тружеников села. И все данные говорят о том, что свое слово они сдержат.

В то же время участники рейдов отмечали, что далеко не везде соответствует требованиям жизни качество ремонта. Причем не только в хозяйствах, но и на мотороремонтных заводах, специализированных предприятиях агросервиса.

Этот вопрос согласно поручению правительства решено было основательно обсудить на специальном республиканском семинаре-совещании, которое состоялось в Гомеле. Базой для него стали ОАО «Гомельский МРЗ» и дилерский центр ОАО «Гомельоблагросервис» по обслуживанию техники заводов-изготовителей – флагманов нашей индустрии как в научном, так и в техническом отношении.

В обсуждении приняли участие ответственные работники ряда министерств и ведомств, комитетов по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов, руководители облагросервисов, мотороремонтных заводов, начальники областных инспекций гостехнадзора, директора центров по стандартизации, метрологии и сертификации. Работа совещания проходила под непосредственным руководством первого заместителя министра Надежды Котковец.

Дискуссия, развернувшаяся в Гомеле, удовлетворила всех, поскольку она выявила основные «болевые точки» ремонтных и сервисных служб. Как прямо заявил собравшимся начальник главка механизации и техпрогресса с Главгостехнадзором Минсельхозпрода Николай Лабушев, к сожалению, качество ремонта мы вытягиваем пока исключительно на энтузиазме. Но с каждым днем на село приходит все более сложная техника. Как отечественная, так и зарубежная. Она требует к себе особого внимания, новых подходов. Готовы ли наши сельчане грамотно эксплуатировать и поддерживать в надлежащем техническом состоянии современные тракторы, комбайны, погрузчики, автомашины, прицепные агрегаты? Однозначно дать положительный ответ на этот вопрос нельзя.

В АПК создана и действует комплексная система управления качеством продукции. Она легализована законодательно. Кроме того, правительством поставлена задача в ближайшие годы на основных ремонтных предприятиях внедрить систему стандартов (ИСО). Для этого необходимо кардинальное переоснащение производства.

А что касается первичного ремонтного звена, мехмастерских хозяйств, с озабоченностью заметила Надежда Котковец, тут инженерная мысль в большинстве своем далека от того, чтобы наладить необходимую диагностику машин и тракторов.

Неважно обстоят в стране дела с производством оборудования для диагностики технических средств, а без вышеназванной составляющей ни о каком качестве и говорить не приходится: прежде чем «больного лечить», надо знать, что у него «болит».

В этом плане глубоким и аргументированным было выступление перед собравшимися председателя Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Беларуси Валерия Корешкова. Специалисты комитета активно включились в реализацию программы внедрения управления качеством и готовы помогать ремонтным «фирмам» всеми имеющимися силами и средствами — словом, подключить к работе свой немалый интеллектуальный потенциал.

На уровне районов качество ремонта сельхозтехники контролируют в первую очередь инспектора гостехнадзора. Но по воле местных властей они еще остаются и уполномоченными в одном из СПК: «косят», «пашут», «жнут», «доят». Ясно, что институт уполномоченных изжил себя еще в прошлом веке. Об этом писали неоднократно. Воз и ныне там. Пока инспектор «сеет» на одном конце района, на другом может отказать двигатель трактора. Надо срочно разбираться в ситуации, вызывать представителя завода-изготовителя или сервисного предприятия, оформлять отказ и т.д. и т.п. Но оперативно сделать это некому, инспектор-то занят более «важным» делом. Ну а работа в поле, где произошла поломка, стоит. По мнению начальника Главгостехнадзора Валерия Злотника, такие хлопоты его подчиненных не приносят реальной отдачи, но отрывают специалистов от исполнения конкретных обязанностей. Это может занимать до 80% времени.

Обозначим еще одну веху, мимо которой участники семинара-совещания пройти не смогли. У нас на полях и фермах задействовано много импортной техники высочайшего качества.

Например, только двигателей «Детройт», которые используют отечественные комбайностроители, насчитывается свыше трех тысяч. А они требуют к себе тонкого, бережного отношения. В Мозырском районе электроника такого двигателя свыше 80 раз сигнализировала механизатору, что находится из-за грубой эксплуатации в «предсмертном» состоянии. Не внял хлебороб, обрубил эту сигнализацию, чтобы не мешала. Движок «умер». Виновный сегодня выплачивает за свое разгильдяйство его стоимость хозяйству. А там есть детали, стоимость каждой из которых превышает миллион рублей.

Нашим ремонтникам и производителям продукции всегда надо иметь в виду надежных партнеров. С одним из них мне довелось поговорить. Антон Шагин — менеджер отдела продаж торгового дома «Гидросила» (Украина). Через это предприятие наши конвейерные заводы МТЗ, МАЗ, БелАЗ, «Амкодор-Ударник» и др. покупают у соседей шестеренные насосы, рукава высокого давления, другие изделия. Антон Витальевич подчеркнул, что главный принцип их сотрудничества – высокий уровень продукции, сопровождаемый высоким уровнем сервиса.

К какому выводу пришли специалисты в Гомеле? На совещании было заявлено о создании в Беларуси крупномасштабной программы по переоснащению мотороремонтных и сервисных предприятий. Ее цель — повысить качество выпускаемой продукции, довести его до европейских стандартов. Предварительная цена проекта – 12 миллиардов рублей. Можно только порадоваться тому, что у нас заканчивается эра подъема качества через механизм энтузиазма и наступает время прагматичного инженерного подхода. Ведь без этого в стране не будет в достатке ни зерна, ни молока, ни мяса.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter