Не гасни, свеча

Будущая неделя открывается днем святителя Никиты (13 февраля). В традиционных представлениях восточных славян этот святой мог защитить людей от молний и связанных с грозами пожаров. И такой подход вполне закономерен, ведь следом идет Сретение, получившее в народе название «Грамнiцы» — теперь, даже при минусовой температуре, уже вероятны настоящие грозы. Ведь наступает настоящее столкновение двух основных пор года — зимы и лета.


Само число «два» в мифопоэтической системе воспринимается символом бинарных оппозиций и противопоставлений, заключает в себе идею взаимодополнения: земля — небо, верх — низ, день — ночь, свет — тьма, огонь — вода, тепло — холод, черное — белое... Эта цифра присутствует также при определении и обозначении многих категорий мужского и женского рода, четности, дуальности. Она же лежит в основе понятия «двойников», близнецов и выступает принципом симметрии. Сюда же относятся и самые главные понятия — «добро» — «зло».

14 февраля, на Трифона, девушки «моляцца пра жанiхоў».

Раньше накануне Сретения в каждом доме занимались изготовлением свечей. Делали их из своего домашнего воска: верили, тогда свечи получают большую силу, чтобы защищать все «свое». Обязательным считалось наличие «галоўнай», самой большой свечи — иногда она имела вершков десять в длину и 3 — 4 — в ширину. Такую свечу несли в церковь, тщательно спрятав «ад чужога вока» на груди под верхней одеждой. Кстати, если горящие громничные свечи в церкви сильно трещат — это знак будущих сильных гроз. Зажигали свечи очень осторожно, чтобы, не дай Бог, не погасли. Но если расплавленный воск попадал на руку, даже не морщились, поскольку это добрый знак благодати. Обычно громничных свечек заготавливали много, ведь они, наравне с крещенской водой, выступали необходимым атрибутом при всех важных делах на протяжении года. Их горение приравнивалось к так называемому «живому», то есть сакральному огню. Большая свеча, служившая одним из главных оберегов семьи, старательно пряталась от чужих глаз и в доме. Кусочки расплавленного воска, опадавшие от нее, тщательно собирали и использовали как амулет — для себя или домашних животных, нуждавшихся в защите.

15 февраля — Сретение Господне («Стрэчанне», «Грамнiцы»), встреча «старого» и «нового». После Сретения мрачные силы зимы и холодов ослабевают, старое должно уступать дорогу новому. В некоторых белорусских регионах существовала традиция: малых деток рано утром отправляли пробежаться где–нибудь «каля хаты» — босыми и раздетыми: чтобы им «скiнулi з нябёсаў чырвоныя боты».

Сретение считалось важным для долгосрочных метеопрогнозов. Одна из наиболее известных погодно–поэтических миниатюр звучит так: «Калi на Грамнiцы певень з–пад страхi нап’ецца вадзiцы, то на Юр’я вол пад’есць травiцы». Если в этот день стоит сильный мороз — зима продержится недолго, но весна и лето не обещают тепла. Снег, хуже того — метель, знак, что зима задержится, не торопится уходить. Оттепель тоже не сулила ничего доброго на полях и огородах: «Калi на Грамнiцы адлiга, то ўраджаю будзе хвiга». А вот классически добрым знаком считался небольшой морозец, и при этом на солнечной стороне крыши сосульки уже посылают веселую, дружную капель.

Сразу после «Грамнiц» земледельцы начинали предсезонный осмотр и ремонт орудий труда, инструментов и приспособлений. Как правило, отцу в работе помогали сыновья. А хозяйки выпекали небольшие пирожки в форме этих самых инструментов и приспособлений: молотков, топориков, плужков, кос — для мальчиков, серпов, веретен — для девочек. Такая выпечка встречалась не только у нас, но и у многих европейских народов.

18 февраля в традиционном народном календаре — Агафья (Агата) Коровница. В церковь несли освящать соль. Затем этой соли приписывались особые свойства — считалось, она помогает при отеле, бережет корову от сглаза: «драбочкi» соли привязывали корове к рогам. Верили, что брошенная в огонь соль, освещенная сразу после «Грамнiц», поможет справиться и с пожаром: «Соль святой Агаты баронiць ад агню хаты».

Чаще всего погода в этот день была довольно «лагоднай», и сильных холодов уже не предвиделось.

Советская Белоруссия № 28 (25163). Пятница, 10 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter