Не думай о секундах свысока

На госгранице введены нормы оперативного досмотра автомобилей
На госгранице введены нормы оперативного досмотра автомобилей

Со вчерашнего дня на пограничное и таможенное оформление легкового автомобиля должно уходить 15 минут, туристического автобуса — не более получаса. Эти нормы узаконены совместной инструкцией Государственного таможенного комитета и Государственного комитета погранвойск.

Успевают ли наши таможенники и пограничники уложиться в норматив? Станут ли теперь короче очереди? Отправляюсь на пункт пограничного и таможенного оформления «Варшавский мост». Издалека замечаю, что вереница автомобилей на выезд в Польшу растянулась метров на 800. Вроде и немного, но водители перевели мне метры в часы. Получилось, что, прежде чем они отдадут свои паспорта на контроль, им нужно простоять не менее 10 — 11 часов. А отсчет отведенных на досмотр 15 минут начинается с момента, когда автомобиль становится на контрольный канал.

— Вас быстро оформили? — спрашиваю у водителя, которому пограничник уже отдал паспорт.

— Минут за десять я прошел и пограничников, и таможенников. Претензий нет.

— Значит, вы заметили нововведение?

— Вообще–то нет. И до этого быстро оформляли...

Видя мое недоумение, сотрудник пресс–службы Брестской погрангруппы Дмитрий Девятов рассказал, что еще в прошлом году у пограничников появились компьютеры, которые вмиг «считывают» паспорта. Таможенники тоже быстро оформляют автомобили на выезд, ведь особых ограничений на вывоз товаров из нашей страны нет.

Впрочем, есть один грустный нюанс... За то время, пока я наблюдала за работой наших таможенников и пограничников, с каналов досмотра мало кто уехал в сторону Польши. Почему? Спрашиваю, а мои собеседники в погонах отводят глаза и, не желая, видимо, кивать в сторону польских коллег, отправляют с этим вопросом к выезжающим. Люди мне попались словоохотливые и не скрывали, что вся задержка — за поляками. Хоть на «Варшавском мосту» с некоторых пор и организован совместный контроль польских и белорусских служб, таковым его назвать все–таки сложно. Один из моих собеседников предложил более точное определение — совмещенный контроль. Судите сами: в одну смену на 8 каналах «Варшавского моста» работают 12 белорусских пограничников и только 4 польских, в два раза меньше и таможенников. К тому же на таможенное оформление, например, поляки тратят гораздо больше времени, потому что в Евросоюзе существуют строгие квоты на ввоз товаров.

Зачем же было придумывать эти нормы со временем, если все равно будет задержка из–за польских служб?

— Мы не можем отвечать за наших соседей. Для нас главное — создать на границе максимум удобств, не задерживать людей необоснованно. Особенно сейчас, когда наступает туристический сезон, — говорит Дмитрий Девятов. — Люди теперь знают, что их должны оформить быстро, что пограничник не пойдет, к примеру, пить кофе, когда ему вздумается. На пунктах пропуска, к слову, есть информационные листки, где указаны телефоны, по которым можно позвонить и сообщить о нарушениях в работе пограничников. Есть у нас и книги замечаний и предложений, которые выдаются по первому требованию.

Кстати, вчерашнее нововведение с радостью восприняли руководители турфирм. Ведь прежде в пик сезона туристические автобусы могли простаивать на белорусско–польской границе часами. Теперь же во время таможенного и пограничного контроля туристам даже не нужно будет выходить из автобуса.

— Мы надеемся, что аналогичные меры примет и польская сторона, — сказали мне в одной из брестских турфирм. — Можно, конечно, с предвзятостью относиться к «челнокам», которые возят в Польшу солярку, но туристы подолгу на границе стоять не должны. Тем более что они будут тратить свои деньги в той же Польше, Германии, Франции. Для туристов на границе нужно создать максимум комфорта.

Таким образом, белорусская сторона свой шаг по созданию удобств для туристов уже сделала. Теперь дело за соседями.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter