Не дождетесь!

Народный артист Беларуси Валентин Дудкевич перенес серьезную операцию на бедре...

..."У Валентина Владимировича сейчас репетиция, и он меня ждет", - повторяла я бдительному вахтеру Белгосфилармонии, упрямо не желавшему верить, что это возможно в принципе: накануне народный артист Беларуси Валентин Дудкевич, руководитель одного из самых знаменитых творческих коллективов страны - Государственного ансамбля танца, перенес серьезную операцию на бедре и официально еще считался на больничном. Тем не менее он действительно ждал меня в репетиционном зале. И выглядел - не поверите! - не менее здоровым и энергичным, чем его артисты... Встретить на больничной койке полувековой юбилей коллектива, с которым провел большую часть своей творческой жизни, - ну что вы, Дудкевич даже мысли такой не допускал!


- Не слишком ли вы загоняете себя работой, Валентин Владимирович? - поинтересовалась я у него, как только выдалась возможность поговорить.


- Да это все издержки моей танцевальной молодости! - отмахнулся артист. - Нагрузки же в балете бешеные... С годами все танцоры болеют. Спины, ноги... А спортсмены? То же самое! Ну вот такая судьба... Помню, когда я решил завершить свою танцевальную карьеру, занялся режиссурой, мне стало остро не хватать тренировок, к которым привык с 8 лет. И я стал бегать как сумасшедший - по 19 километров ежедневно, а в выходные - все 30.


- И куда вы так бегали?


- К другу... Потом еще и дрова ему пилить помогал! Друг жил возле ДК текстильщиков, там был частный сектор, и однажды я по велосипедному счетчику отметил, сколько километров пробегаю каждый раз, когда собираюсь навестить своего учителя. Вышло 17 с половиной.


- Так вы бегали к другу или к учителю?


- Роман Евгеньевич Тризна был не только моим старшим другом, но и главным учителем - как в профессии, так и в жизни. Умный, тактичный и очень честный, этот человек никогда не щадил меня, если я, по его мнению, делал что-либо недостаточно хорошо. И всегда требовал личную точку зрения... "Ну все же так делают", - бывало, возражал я ему. "Но ты не похож на всех!" - парировал Роман Евгеньевич, настаивая, чтобы я не просто показал ему, что собираюсь делать на сцене, но сначала рассказал ему этот драматический сюжет...


- Похоже, свою принципиальность ваш учитель передал вам в полной мере. Говорят, вы даже родной дочери запретили танцевать, хотя она мечтала об этом...


- Ну а если нет данных? У нас в хореографии нельзя быть непринципиальным, в противном случае можно обречь человека на такое жуткое существование, что вам и не снилось! Это профессиональная честность. Вынужденная... Блата у нас не может быть ни в каком виде.


- Однако, как у любого руководителя коллектива, у вас наверняка есть свои любимчики?


- О, да! Вот два года назад ушла на балетную пенсию Лариса Медведева, изумительная артистка, которая была моей любимицей все 20 лет... Вспоминаю нашу первую встречу, Ларису в слезах: она только что окончила основной класс хореографического училища (сейчас это колледж) и отчаянно не хотела идти в наш коллектив, мечтая о сцене оперного театра. Но я давно планировал взять такую девочку, ведь до этого в ансамбль приходили недоученные артистки с народного отделения... Кстати, после мне удалось переломить ситуацию, убедить руководство обучать всю молодежь сначала классическому танцу и только после этого вводить специализацию. Теперь в колледже все учатся 8 лет, а не 4 года, как это было с "народниками"... Словом, тогда я пообещал Ларисе сделать ее ведущей балериной и слово сдержал - она станцевала у нас совершенно уникальные партии: Марию в "Аве, Мария!", Евфросинию Полоцкую... Стала заслуженной артисткой Беларуси... Ну а Роман Горощеня - актер замечательного комического таланта, что вообще редко встречается. Никак не могу его отпустить. Не потому что боюсь не найти замены - замена в ансамбле есть, но такого человека - нет!..


Но, как правило, мои любимцы - это те, кто хорошо работает. С ленивыми людьми мне, кстати, даже дружить непросто...


- А ваш сын, который также танцует в госансамбле, - разве он не в числе любимчиков?


- Здесь, знаете ли, все сложнее... Федор - достаточно крепкий профессионал. Но я постоянно спрашиваю себя, а не загубил ли я в нем другие таланты? Ведь когда сына привезли из роддома, я даже купать его никому не позволил - только сам! С детства брал его с собой на гастроли... Так мог ли он после этого выбрать другую профессию?


- Насколько мне известно, в довольно зрелом возрасте вы окончили еще и академию искусств, изучали живопись. Зачем?


- Ну как зачем? Искусствоведческий факультет, он, по-моему, самый информативный: где еще живопись, архитектуру, этнографию и историю изучают одновременно? Меня это так увлекло, что после я еще и в аспирантуру пошел. Диссертацию, правда, не защитил, поскольку к тому времени уже прочно увяз в режиссерской работе...


Я же целый кусок жизни отработал главным режиссером спецмероприятий! Сейчас таких режиссеров много, а тогда я один отвечал за все правительственные концерты. При том, что требования к ним в советские годы были очень высокие...


- И риск, полагаю, был немалый...


- Однажды после очень серьезного спора по поводу одного концертного номера я даже попал в больницу. Когда вышла новая поэма Игоря Шкляревского (могилевчанина, как и я, кстати) - "Слово о мире". Шкляревского я всегда любил и сейчас люблю, хотя было время, что его даже исключали из числа белорусских писателей, поскольку он предпочитал писать на русском языке... Так вот, в одном из своих концертных номеров я решил использовать эти эмоциональные стихи, хотя Шкляревский был тогда далеко не в фаворе. Номер решили убрать из программы... Мы долго спорили с министром культуры, часов до 4 утра, я много курил - и через час меня забрали на "скорой" с гипертоническим кризом... Однако свой номер мне удалось отстоять.


- В каком году это было?


- В 86-м... А через несколько месяцев неожиданно для себя самого я попал в Госансамбль танца. Как говорят, это было предложение, от которого невозможно отказаться. О таком назначении я вовсе не мечтал: ансамбль считался тогда погибающим. Но мне четко сказали: откажешься - на гладкую творческую судьбу не рассчитывай... И вот уже 29 октября мы с артистами отметим 50 лет существования нашего коллектива, из которых почти половина - мои.


- Чем отметите?


- Думаю, скажем друг другу много теплых слов... Свой юбилейный концерт мы решили перенести на 14 декабря, отпразднуем это событие на сцене оперного театра. Все-таки я не был уверен, что так скоро выйду из больницы, а достойному концерту нужно не меньше полутора месяцев подготовки... Хотим показать публике не то, какими мы были, а какими намерены быть. Не хочется превращаться в музей хореографии, знаете ли...


- Тем не менее немало коллективов прекрасно чувствуют себя и в таком "формате"...


- Прекрасно ли? Вы видели, кто сидит в зале на их концертах? Одни пожилые люди! Но уйдет это поколение - и кому мы будем интересны? А ведь фольклор - он тоже развивается. Взять сегодняшние уличные танцы - хип-хоп, брейк-данс - лет через 30 это тоже будет фольклором! Поэтому так важно успеть зафиксировать эти элементы сейчас.


- А это правда, что на гастроли Госансамбль танца принципиально выезжает только полным составом?


- Ну теперь уже не всегда. Все-таки у нас 80 артистов балета и еще оркестр. Весь творческий коллектив - человек 100... В Европе, например, очень мало таких громадных концертных площадок, где мы могли бы развернуться во всю свою мощь. Зато по Беларуси часто ездим всем ансамблем.


- Назовите самое непрестижное место, куда вы добирались.


- Непрестижное - это в каком смысле?


- Куда трудно доехать, где нет больших сцен, мало публики...


- В агрогородках мы выступаем не реже, чем в больших залах, если вы об этом. Да, там порой мало места, плохое освещение, но если вы рассчитываете, что я сейчас стану вам жаловаться, - не дождетесь! Потому что после концерта к нам подходят такие светлые бабушки, которые счастливы одним фактом того, что к ним приехали "живые артисты", что нигде в другом месте столько и таких эмоций больше не получишь...


- За 50 лет ваш коллектив объехал почти 50 стран - где еще вы мечтали бы побывать?


- Да у нас давно уже не мечты - контракты! Гастрольный график Госансамбля танца расписан на годы вперед. В ближайших планах - Турция, Китай, есть приглашение из Арабских Эмиратов, снова зовут в Испанию, Италию...


- И вы по-прежнему остаетесь директором и художественным руководителем в одном лице?


- По-прежнему... Но когда есть такая хорошая команда, совмещать две должности не так уж и тяжело...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter