Цены на социально значимые товары находятся под контролем

Не дадут расти без спроса

Вопрос ценообразования — на особом контроле у Президента. Глава государства обозначил свою позицию: резких скачков цен в стране быть не должно. Для этого нет оснований. Контролируют стоимость товаров и услуг различные ведомства: местные органы власти, профсоюзы, МАРТ. На фоне пандемии коронавируса цены на чеснок, имбирь, лимоны пошли внезапно вверх. Многие заметили, что в плюс ушли цены на бытовую технику, маски, антисептики, муку, хлеб, детское питание. Корреспондент «Народной газеты» узнала, как в стране проводится мониторинг цен.



Десять утра. В столичном гипермаркете на проспекте Победителей, 9 немноголюдно. Бабушка рассматривает пышные куличи, школьники бросают в корзину печенье и конфеты, мама с коляской выбирает детское питание. Елена Вербило, заведующая отделом социального партнерства Минского городского объединения профсоюзов, записывает цены на белокочанную капусту: 1 рубль 39 копеек, 2 рубля 99 копеек, 69 копеек. Специалист вносит данные в специальную программу. В работу по мониторингу цен Федерация профсоюзов Беларуси включилась с мая 2017 года:


— Анализируем 72 позиции продуктов, из которых складывается потребительская корзина. Контрольные мероприятия проводятся в магазинах шаговой доступности и крупных торговых сетях. Такая картина отражает ситуацию в целом по стране и в отдельных регионах. Данные поступают на серверы, где их анализируют специалисты и сравнивают со статистикой прошлого месяца. Цены соотносим с уровнем средней зарплаты и делаем прогнозные показатели в отношении мер, которые надо предпринимать в том или ином районе. Полученной информацией мы делимся с Правительством и местными органами власти. Работаем с МАРТ, Нацбанком, производителями и представителями торговых сетей. 

В торговом зале обращаем внимание на крупные лимоны, привезенные из Турции. Цена — 8 рублей 99 копеек. Сокращение поставок при повышенном спросе привело к тому, что цифры на ценниках стали увеличиваться. 

— Несмотря на рост закупочных цен на эти товары, наша сеть продает их с минимальной наценкой, — отмечают в торговой компании. — Мы ведем переговоры с поставщиками, чтобы удержать приемлемую стоимость. Если те же лимоны исчезнут из продажи в такой крупной сети, как наша, это приведет к еще большему росту цен на них. В то же время огурцы, шампиньоны, виноград по сравнению с мартом подешевели. 

Рост цен на имбирь, лимон и чеснок сегодня наблюдается и в соседних России и Украине. По мнению экспертов, после нормализации импортных поставок стоимость этих товаров пойдет вниз.

Елена Вербило говорит, что специалисты ФПБ зафиксировали рост стоимости товаров, на которые был ажиотажный спрос. Это курица, яблоки, крупы, подсолнечное масло и мясные консервы. 

— Те полномочия, которые у нас есть, позволяют приходить в магазины и как обычному потребителю изучать цену товара. У министерств и ведомств свои рычаги воздействия на производителей. Наш мониторинг дисциплинирует участников рынка.

Профсоюзы обратились в Правительство с предложением установить жесткий мораторий на повышение цен на социально значимую группу товаров. Также направлены обращения сетевикам, чтобы все торговые надбавки, бонусы на эти товары были заморожены.



Министерство антимонопольного регулирования и торговли оперативно открыло горячую линию — за пару дней в МАРТ поступило более трехсот жалоб, что цены необоснованно выросли. Например, один из крупнейших импортеров овощей и фруктов за месяц увеличил стоимость лимонов в 3,5 раза, корня имбиря — в 2,6 раза, капусты пекинской — на 46%, свежей капусты — на 40%, яблок — на 39%. Цены подняли и некоторые белорусские производители: на фруктовое пюре, капусту, картофель, лук репчатый, мясо цыплят-бройлеров. Кое-где подорожали даже социально значимые товары, предельные надбавки на которые устанавливает государство. Так, в Могилеве нашлось растительное масло с надбавкой 40% вместо нужных 20. Появились спекулянты, перепродающие продукты на стихийных рынках втридорога. 

 Минсельхозпроду, концернам «Белгос­пищепром» и «Беллегпром», облисполкомам и Минскому горисполкому КГК рекомендовал незамедлительно принять меры по недопущению роста отпускных цен на производимые подведомственными предприятиями товары повышенного спроса.

— Какой курс доллара привел к завышению стоимости отечественной продукции? Также в гонку включились торговые сети и посредники, применяя баснословную оптовую надбавку. Если где-то в розничных торговых сетях начнется вольница с ценами, особенно на товары, пользующиеся повышенным спросом в этот период, реакция будет вплоть до возбуждения уголовных дел, — подчеркнул Председатель КГК Леонид Анфимов, передает БЕЛТА.

На фоне пандемии коронавируса, чтобы стабилизировать ситуацию на потребительском рынке, власти ввели временные ограничения на рост цен. Производителям и поставщикам запретили повышать их более чем на 0,5% в месяц. Это пре­дусмотрено постановлением Совмина № 184 от 30 марта.

По мнению генерального директора Центра стратегического развития «Маркетинговые системы», члена правления «Гильдии маркетологов» Анатолия Акантинова, сдерживание цен в магазинах, с одной стороны, защищает социально уязвимые категории граждан, но с другой — может привести к дефициту товаров:

— Здесь важно найти компромисс. Например, дать возможность предприятиям сократить издержки каким-нибудь относительно безболезненным способом: заморозить арендные ставки, предоставить налоговые и кредитные каникулы. 

Сегодня, когда Президент, профсоюзы, Комитет госконтроля говорят о необходимости сдерживания цен, то подразумевается в первую очередь, что подорожание зачастую носит спекулятивный характер. Какие есть основания продавать маски и антисептики по баснословным ценам? Или крупы, когда мы ими обеспечены сверх нормы. У нас что, взметнулись вверх налоги? Просто при возникновении ажиотажного спроса дельцы пытаются нажиться. И здесь одними увещеваниями порой не обойтись. Государство многое делает для развития бизнеса и такой же зрелый подход ожидает от делового сообщества в нынешней непростой ситуации.

МНЕНИЕ

Зоя Наварро, психолог:

— На фоне пандемии мы порой наблюдаем паническое поведение. Пример — импульсивное опустошение продуктовых магазинов. Такие действия направлены на снятие тревоги и создание иллюзии управления ситуацией. Как только цена на товар начинает повышаться, в обществе нарастают негативные ожидания, которые запускают механизм ажиотажного спроса. Зачастую этот спрос мы создаем сами. Наиболее легко поддаются панике внушаемые, тревожные, некритичные люди. Еще ей могут быть подвержены те, на чью судьбу уже выпадали социальные потрясения. Важно в магазинах не терять голову, разумно подходить к своим тратам, запастись терпением. Лечебный эффект лимона, чеснока и имбиря в борьбе с коронавирусом ВОЗ не подтвержден, и стоит обратить внимание на другие продукты, в которых витаминов не меньше. 

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter