Объявлены номинанты на главную российскую театральную премию “Золотая маска — 2016”

Не чужая премия

Объявлены номинанты на главную российскую театральную премию “Золотая маска — 2016”. Приятно, что по доброй традиции среди претендентов на нее есть и представители Беларуси. Границы сегодня прозрачны, рынок сам выстраивает рейтинги. Если вас рвут на части, значит, вы действительно талантливы и интересны. Итак, посмотрим, за кого мы будем болеть в этом году.



Премия “Золотая маска” любит понты и размах. В номинации “драма/работа режиссера” представлено 23 постановщика! Но заветную награду получит только один. В “драматическом театре” наших творцов нет, но зато они есть в других, не менее престижных номинациях.

В номинации “опера/спектакль” представлена постановка “Пиковая дама” Театра оперы и балета Самары. Поставил спектакль главный режиссер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Михаил Панджавидзе. Он же представлен в номинации “опера/лучшая работа режиссера”. А народный артист Беларуси, главный дирижер нашего Государственного академического симфонического оркестра Александр Анисимов может получить “Золотую маску” как лучший дирижер оперного спектакля, тоже за “Пиковую даму”.

— Мы пытаемся еще раз пересказать эту историю, со своими ощущениями, — поясняет Панджавидзе. — “Петербургскость” произведения поставили во главу угла. Это зарисовка из быта Петербурга — мне захотелось передать дух этого города-парадокса, города Медного всадника. По моему убеждению, никто проблемы “Пиковой дамы” не решил. И я ее тоже не решу. Но в поисках ключа к постановке один вывод сделал. Он в том, что нет никакого ключа. “Пиковая дама” — вещь в себе, она самодостаточна. Я считаю, что такие сакральные вещи, как “Борис Годунов” или “Пиковая дама”, должны быть поставлены максимально аутентично.

Дирижер Анисимов, известный любитель и пропагандист музыки Петра Ильича Чайковского, в очередной раз делает книксен классику:

— Музыка Чайковского — водопад открытых эмоций. Когда бы я ни открывал партитуру “Пиковой дамы”, я всегда дотрагивался до раскаленного сердца, которое пронизывало меня желанием гореть вместе с ним. Дерзость войти в мир этой оперы заключается в том, что она ставит перед всеми исполнителями — студентами, маститыми музыкантами самых великих оркестров — такие задачи, которые заставляют включить весь арсенал профессионализма, интеллекта и эмоционального багажа, чтобы приблизиться к заветной цели...

Для заслуженного деятеля искусств Беларуси, лауреата Национальной театральной премии, главного режиссера Белорусского государственного театра кукол Алексея Лелявского нынешняя номинация на “Золотую маску” уже вторая: в прошлом году на эту премию выдвигался его спектакль “Одиссей”, поставленный в санкт-петербургском театре Karlsson Haus. В этом году номинируется спектакль “Ваня”, поставленный на этой же сцене. Жанр “Сказка про Ваню и про загадочную русскую душу”. Сказка для взрослых, нервная и темпераментная.

— Мне трудно судить, в полной ли мере отражает “Золотая маска” реальные достижения, в частности, кукольного театра, — говорит Лелявский. — Есть специально обученные люди, которые целый год ездят по городам и весям необъятной России и выбирают лучшее. Я, наверное, так не смог бы. К примеру, в этом году на награду в “драматическом театре” претендуют режиссеры Богомолов, Бородин, Бутусов, Гинкас, Жолдак, Женовач, Могучий. Я вручил бы награды всем им.

— На ваш взгляд, нашей Национальной театральной премии есть чему поучиться у “Золотой маски”?

— Может быть, большей системности? Вот я, например, не знаю, будет она в этом году или нет. “Золотая маска” — специальная организация, которая занимается проектом от начала до конца. Хорошо отлаженный механизм, огромная машина, где каждый специалист выполняет свою функцию. А у нас складывается впечатление, что все делается в последний момент. Хотя страна маленькая, и спектаклей меньше. Можно все спокойно отсмотреть за год. Но, видимо, цели другие. Наша Национальная театральная премия больше задумывалась как стимул для того, чтобы появлялись новые интересные спектакли. В России они появляются и так.

Торжественная церемония вручения премии “Золотая маска — 2016” состоится 16 апреля в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Кстати, в кукольной номинации есть своя интрига: здесь соревнуется и пермский спектакль “Толстая тетрадь”, поставленный учеником Алексея Лелявского, выпускником Белорусской государственной академии искусств Александром Янушкевичем. Театралы могут помнить его неординарные постановки — “Дзяды” по Адаму Мицкевичу и “Венчание” по классику польского абсурда Витольду Гомбровичу. Для многих зрителей язык режиссера был слишком экспериментальным и новаторским, но в профессиональной среде Янушкевича заметили сразу. Как результат, в 2014 году он возглавил Пермский театр кукол.

О своем спектакле “Толстая тетрадь” режиссер говорит интригующе:

— Если говорить о литературной основе, о романе Аготы Кристоф, то это не реалистическое произведение. Оно хорошо завуалировано литературной формой и потому производит такой ошеломительный эффект. Но это, скорее, гиперреализм — создание убедительной иллюзии. И дело тут не в том, что в действительности было и чего не было. Эту гремучую эссенцию из личных и социальных катастроф XX века нужно принять как прививку.

Наконец, лучшим художником в музыкальном театре за постановку “Свадьба Фигаро” в Большом театре России может стать Зиновий Марголин — выпускник Белорусской академии искусств, некогда главный художник Молодежного театра, много лет работавший с Николаем Пинигиным, оформлявший сцену “Славянского базара в Витебске”. Марголин в театральном истеблишменте России давно свой.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter