Хочешь мира – готовься к войне. Что говорится в Концепции национальной безопасности о военной сфере

Не числом, а умением

Почему военная безопасность в современном мире выходит на первый план и что говорится об этой сфере в проекте Концепции национальной безопасности

Мировая военно-политическая обстановка не сулит планете ничего хорошего. Стремительными темпами растут расходы на военные нужды. Изобретаются все более сложные методы нападений и защиты. Гибридные войны ведутся с привлечением целого ряда технологий, направленных на подрыв суверенитета, политической независимости, территориальной целостности государств и представляющих угрозу международной безопасности, глобальной и региональной стабильности. Все это в совокупности с нивелированием общепринятых норм и правил ведения военных действий создает сложные условия для существования тех стран, которые не могут себя защитить. Поэтому в проекте новой Концепции национальной безопасности ключевая роль отводится такой сфере, как военная безопасность.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы прямо и открыто должны заявить о приоритетах, показать мировому сообществу транспарентность нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера. Но наши партнеры при этом должны знать, что белорусское миролюбие не синоним жертвенности. В случае любой агрессии ответ будет быстрым, жестким и адекватным.

На заседании Совета Безопасности, 20 февраля 2023 года.

Основные национальные интересы в военной сфере:

♦ обеспечение военной безопасности и вооруженной защиты Беларуси в любых условиях военно-политической обстановки;


♦ развитие и укрепление коллективной безопасности с союзными для Беларуси государствами;

♦ формирование новой, устойчивой архитектуры международной безопасности, восстановление взаимного доверия и прозрачности международных отношений.


Основные внутренние источники военных угроз:

♦ террористическая деятельность на территории Беларуси преступных организаций, незаконных вооруженных формирований, преследующая цели по дестабилизации общественного порядка и провоцированию внутреннего вооруженного конфликта;

♦ ослабление в обществе чувства патриотизма, готовности граждан Беларуси к вооруженной защите Отечества;


♦ распространение в белорусском обществе идей гражданского противостояния, ведущих к вооруженному мятежу;

♦ снижение возможностей структурных компонентов военной организации государства по решению задач мирного и военного времени в результате преступных действий (бездействия) отдельных граждан Беларуси (измена государству, диверсия и другое);


♦ неспособность обеспечить на уровне оборонной достаточности потребности военной организации государства в вооружении, военной и специальной технике, запасах материальных средств.

Основные внешние источники военных угроз:

♦ вооруженные провокации с территории иностранных государств на государственной границе и в ее пограничном пространстве;


♦ проведение государствами, межгосударственными военно-политическими объединениями враждебной военной политики в отношении нашей страны, демонстрация ими стремления разрешать имеющиеся противоречия путем применения военной силы;

♦ призывы к применению военной силы либо финансирование подготовки к ее применению против Беларуси со стороны международных организаций (в том числе неправительственных), радикальных религиозных течений, антибелорусских центров за рубежом;

♦ снижение потенциала и возможностей межгосударственных военно-политических объединений с участием Беларуси по обеспечению коллективной безопасности;


♦ возникновение и эскалация очагов вооруженных конфликтов на территориях государств, сопредельных с Беларусью, а также государств, входящих в военно-политические объединения с участием нашей страны;

♦ разрушение международной архитектуры военной безопасности, проведение военно-политическими союзами, в которые не входит Беларусь, политики расширения в целях нарушения сложившегося стратегического баланса сил, вовлечение в сферу своего влияния третьих государств без предоставления им членства, в том числе для ведения войн по доверенности (прокси-войн);

♦ развязывание гонки вооружений и милитаризация сопредельных с Беларусью государств, ведущая к усилению их ударно-наступательных возможностей.

Военная безопасность — состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от существующих и зарождающихся военных угроз

Дипломатические маски сброшены

Военный аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Чернобай уверен, что необходимость разработки нового проекта Концепции связана в большей степени с изменениями в безопасности именно в военной сфере:
— В военной сфере все очень сильно изменилось за последние 20 — 30 лет. Риски, вызовы стали более значимыми. И самое яркое — специальная военная операция в Украине, которая грозит выйти за рамки Украины. В конфликт пытаются втянуть и Беларусь…

Еще один немаловажный аспект — милитаризация Восточно-Европейского региона. Дипломатический разговор сменился языком силы. Наши западные соседи не стесняясь наращивают военную активность у наших границ, проводят учения. Аналитик напоминает, что Польша поставила себе задачу иметь самые сильные вооруженные силы в Европе:
— Увеличены военные расходы, идет процесс закупки вооружений и военной техники. Причем покупают ее не только в Соединенных Штатах, Германии, но и в Южной Корее. Речь идет о сотнях и тысячах единиц техники. Но зачем Польше 500 установок HIMARS?
Для вооруженных сил Польши, на пять дивизий, которые она формирует, такой потребности нет.

Андрей Чернобай предполагает, что в соседней с нами стране разместится база для хранения вооружения, чтобы при необходимости передать его вооруженным силам других стран. Например, США, которые уже открыли в Польше постоянную военную базу Повидзе. Он также напоминает, что Литва недавно заявила о намерении формировать полноценную натовскую дивизию.

От искусственного интеллекта до освоения ближнего космоса

Методы ведения военных конфликтов постоянно совершенствуются, отмечает аналитик. В качестве примера он приводит гиперзвуковое вооружение:

— Америка очень сильно старается, но пока отстает в этом вопросе от России и Китая. Но еще год-два — и она все же выйдет на этот уровень.
Еще один важный момент — освоение космического пространства. В том числе так называемого ближнего космоса, или околоземной орбиты. США и Франция пытаются активно использовать это пространство.

В военном деле также используется искусственный интеллект. Лет 15 назад обо всем этом речи не шло. Это все отражается на состоянии военно-политической обстановки, заставляет на нее реагировать.

Андрей Чернобай также обращает внимание на новый вызов, с которым столкнулась страна — подготовка в Украине и Польше вооруженных формирований из числа граждан Беларуси:

— Никто не скрывает, что их готовят в перспективе после Украины для действий на территории нашей страны. Это новый вызов, с которым мы столкнулись, и к нему нужно относиться очень серьезно.

Нужен ли миру мир

Пока основные потребности сотен миллионов людей во всем мире остаются неудовлетворенными, планета продолжает милитаризацию. Согласно новым данным, опубликованным Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира, в 2022 году мировые военные расходы достигли рекордного уровня в 2,24 триллиона долларов. Это на 3,7 процента больше, чем в 2021‑м, включая самый резкий рост среди европейских стран с момента окончания холодной войны более 30 лет назад. Соединенные Штаты тратят на военные расходы больше всех в мире. Как выяснили исследователи массачусетского National Priorities Project, на каждый доллар, отданный США на дипломатию и гуманитарную помощь, приходится 16 долларов, потраченных ими на вооруженные силы и войну.

ФАКТ

11 — 12 июля в Вильнюсе состоится саммит НАТО. Германия разместит в Литве зенитно-ракетный комплекс Patriot для обеспечения его безопасности. Как рассказал аналитик Андрей Чернобай, во время саммита будут рассматриваться новые планы НАТО по Балтийскому региону:

— Соединенные Штаты и определенные европейские государства говорят о необходимости полного отказа от Основополагающего акта о взаимоотношениях Россия — НАТО от 1997 года, что означает снятие ограничений на постоянную дислокацию постоянных войск в странах Восточной Европы. Это серьезный риск.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр Вольфович, Государственный секретарь Совета Безопасности:

— Чтобы обеспечить мир и безопасность, нужно прежде всего поддерживать боевую готовность всех сил и средств системы обеспечения национальной безопасности, всех структур военной организации государства. Защита страны в Беларуси имеет всенародный характер. Важная составляющая военной безопасности — территориальная оборона.

КСТАТИ

Вчера Палата представителей Национального собрания проголосовала за принятие в первом чтении законопроекта «О народном ополчении». В законопроекте предусмотрено, что состав, количество, задачи народного ополчения будут определять органы местной власти.

— Однако основной задачей для народного ополчения остается защита прежде всего своего дома, своего имущества и выполнение мероприятий по обеспечению правопорядка совместно с милицией, — рассказал министр обороны Виктор Хренин.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter