Доля частного сектора в нашем ВВП составляет порядка 30 процентов, в то время как во многих странах этот показатель — от 60 до 80 процентов

Не частное дело

Долгие годы наша страна развивалась на основе использования традиционного промышленного сектора, который обеспечивал высокие темпы экономического роста и уровень занятости. Однако доля частного сектора в нашем ВВП составляет порядка 30 процентов, в то время как во многих странах этот показатель — от 60 до 80 процентов. Сегодня Правительство стремится выправить ситуацию и воплотить в жизнь все основные тезисы Директивы № 4 о развитии предпринимательской инициативы. Ощутимая динамика в этом направлении есть, а конечная цель более чем амбициозна — достижение к 2020 году 50-процентной доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Но решит ли бизнес как таковой основные проблемы современной экономики — единого ответа у экспертов по этому поводу нет.


МАЛОМУ БИЗНЕСУ БОЛЬШУЮ ДОРОГУ


Георгий Гриц, кандидат экономических наук


Развитие предпринимательства несет в себе ряд преимуществ. Среди них увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса — главного гаранта политической стабильности в обществе. Рост доли экономически активного населения увеличит доходы граждан и минимизирует диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. Наконец, ликвидация монополии производителей приведет к созданию конкурентной среды, мобилизует материальные, финансовые и природные ресурсы, которые иначе остались бы невостребованными.

Трудно переоценить значимость развития предпринимательства для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капвложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу теневому бизнесу.

Тем не менее предпринимательство продолжает испытывать серьезные трудности. Для их преодоления нужна последовательная, в том числе на нормотворческом уровне, работа. Необходимо формировать условия, которые стимулировали бы развитие частного предпринимательства. Мировая практика свидетельствует, что такими условиями являются: частная собственность и обеспечение ее защиты, а также формирование конкурентной среды и обеспечение равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности. Но тут есть своя специфика. Во всем мире малые предприятия-экспортеры в основном поставляют на внешние рынки не готовый продукт, а интегрируются в мировые производственные цепочки посредством налаживания производственной кооперации с крупными корпорациями. По такому же пути должен двигаться и наш бизнес.

Актуальным для экономики является и решение проблемы неэффективно используемой госсобственности. Сегодня почти 90 процентов предпринимателей работают на арендуемых площадях, эта аренда рано или поздно заканчивается или происходит ее удорожание. Бизнес-сообщество внесло в Правительство целый ряд инициатив по совершенствованию имущественной поддержки производственного предпринимательства, не торгового. Например, после трех лет аренды предприниматель, осуществляющий производственную деятельность на арендуемых площадях, может иметь преимущественное право выкупать или обращаться с предложением о выкупе данного помещения. И получить отсрочку по выкупу.

Еще одним необходимым условием для развития малого и среднего бизнеса является доступ к государственному заказу, введению конкурсных механизмов распределения финансовых, трудовых, а также материальных и сырьевых ресурсов, исходя из заранее установленных критериев. Важно, чтобы доступ к ресурсам получали эффективные предприятия, работающие на экспорт, на импортозамещение, обеспечивающие дополнительную занятость. В таких условиях предприниматели будут активнее создавать новые производства, рабочие места, выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Также государство нуждается в ряде исследований, посвященных как теоретическим аспектам бизнеса, так и изучению практических вопросов создания и эффективного функционирования малых фирм. Эти процессы тесно связаны с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в конкретной стране. В этой части есть конкретное предложение: поручить МИД и Минэкономики включиться, но с обязательным участием бизнес-ассоциаций, в международный проект Global Entrepreneurship Monitor (“Глобальный мониторинг предпринимательства”), в котором уже присутствует большинство наших стран-соседок.

В рамках Концепции формирования и развития системы бизнес-образования в нашей стране особое внимание следует уделить формированию сквозной линии предпринимательского образования, поддержке соответствующих образовательных инициатив и проектов, в том числе партнерств образовательных учреждений и бизнеса. Это повысит вероятность бизнес-старта и увеличит удельный вес предпринимательства.

НЕ ПЛАН, А ЭФФЕКТИВНОСТЬ


Валерий Байнев, доктор экономических наук


Такое иногда случается — ослепленные любовью родители идут на поводу у прихотей своего избалованного дитяти. Наивно веря в его исключительное предназначение, они потакают любым его капризам и вообще носятся с ним как с писаной торбой. Остается лишь посочувствовать таким горе-родителям, когда из их баловня вместо помощника и заступника вырастает беспомощный, бесталанный и к тому же бездушный эгоист.

Нечто подобное происходит в бывшем СССР с частным бизнесом. Наивно веря в его исключительное экономическое предназначение, здесь вот уже четверть века озабочены рыночными реформами. Ради раскрытия выдающихся хозяйственных талантов частника целенаправленно разрушается плановая экономика, затеяна приватизация, освобождаются цены, открываются для иностранцев границы, методично изгоняется из экономики государство. Словно добренькая бабушка о внуке, неустанно хлопочет о нашем частном бизнесе и МВФ, требуя для него безграничных свобод, господдержки, льгот, массовой приватизации. А тот, словно избалованное дитя-переросток, упорно не желает обнаруживать свои выдающиеся экономические способности.

Факт остается фактом: вот уже почти двадцать пять лет страны бывшего СССР вопреки ожиданиям рыночного рая пребывают в хроническом, время от времени обостряющемся до предела, кризисе. Нескончаемый рост цен, девальвации, периодические затоваривания складов, демографические проблемы, безработица, засилье олигархов, коррупция, теракты, “цветные революции” и даже кровопролитные войны стали повседневной реальностью постсоветского пространства. При этом уже мало кто надеется, что эти проблемы когда-либо закончатся.

Наша страна, увы, не стала исключением. Складывается впечатление, что и здесь с частным, прежде всего малым и средним, бизнесом носятся, словно курица с золотым яйцом. Спрашивается, если он такой деловитый и эффективный, то почему ему все время приходится подставлять законодательные “подпорки” да финансовые “костыли” в виде специальных нормативных актов, налоговых льгот, программ господдержки? Например, в рамках таких госпрограмм помощь малому и среднему предпринимательству с 2005 по 2015 год возросла с 32 до 170 миллиардов рублей в год — общенародных, между прочим, денег. Ради раскрытия экономической гениальности частника были приложены титанические усилия для того, чтобы в рейтинге условий ведения бизнеса Doing Business наша страна поднялась со 106-го места в 2006 году до теперешнего 44-го.

Казалось бы, самое время получить отдачу. Однако частный бизнес упорно продолжает утаивать свою невероятную эффективность. Более того, по мере столь очевидного прогресса в указанном рейтинге он ухудшил многие свои результаты. Так, по данным Белстата, если в 2012 году инновационную активность проявляли 5,2 процента малых и средних предприятий, то в 2014-м этот показатель уменьшился до 3,9 процента. В прошлом году малый и средний бизнес, где трудилось 19,1 процента экономически активного населения страны, создал лишь 14,8 процента ВВП страны. Это значит, что производительность труда в данном секторе на 26% меньше, чем в среднем по стране.

Хуже того, по мере создания бизнесу все более и более комфортных условий нарастают негативные процессы в нашей экономике в целом. Так, если в 2005 году в стране было лишь 3,5 процента убыточных компаний, то сегодня их уже 19,9 процента, а сумма созданных ими убытков за это время выросла в 172 раза.

Кстати, масштабные исследования докризисной экономики двенадцати наиболее развитых стран ЕС не подтвердили бытующую точку зрения о том, что частный сектор эффективнее государственного. Выяснилось, что производительность труда в их госсекторе на 15 процентов больше, а инвестиционная активность на 53 процента выше, нежели в частном. Не случайно, согласно данным МВФ и ООН, за последние полтораста лет доля госрасходов в ВВП ведущих западных стран — членов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) выросла в среднем в 4,5 раза — с 10,5 процента в 1870 году до 45,4 процента в 2011-м. Для сравнения: в нашей стране этот показатель, равный сегодня 28,2 процента, намного ниже, чем даже в самой рыночной стране мира — США, не говоря уже о Германии и Швеции.

В связи с этим спрашивается: не слишком ли мы зациклились на рыночных реформах, чья разрушительная сила общеизвестна всему бывшему СССР? Стоит ли так печься о нуждах частного бизнеса, чья эффективность сомнительна? И, наконец, не является ли рыночная экономика еще одним идеологическим мифом о несбыточном светлом будущем?

К сожалению, столь бурно начавшийся XXI век сулит всем нам суровые испытания. У нашей страны и ее союзников не остается времени на продолжение разрушительного и без того уже затянувшегося рыночного эксперимента. Во имя будущего детей и внуков нам всем пора мобилизовать силы на решение по-настоящему жизненно важной проблемы масштабной модернизации народного хозяйства, прежде всего его промышленного, индустриального комплекса. Потому что экономика должна быть не рыночной или плановой, частной или государственной, а современной, высокотехнологичной и эффективной.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter