10 фильмов о деревне, которые нельзя не любить

«Не бывает молока без коровы»

У каждой эпохи свои герои. У каждого поколения свои фильмы. Но есть истории вне времени, способные ворошить память старикам и просвещать молодых. Можно даже не видеть фильм, но сыпать его цитатами или распевать песни. Закоренелых горожан или потомственных крестьян неспроста объединяет любовь к общечеловеческим традициям. А уж сегодня, когда деревня в ее классическом виде меняет облик, стирая ранее заметную разницу бытового комфорта, старые фильмы надежно хранят дорогие сердцу сельские были. Любой рейтинг субъективен, но разве можно забыть о такой десятке? 

1. «Трактористы» (1939)


Яркий пример живого, веселого и по-настоящему мобилизующего кино. «Броня крепка, и танки наши быстры…» или «Три танкиста, три веселых друга — экипаж машины боевой…». Какие зажигательные патриотические песни! Машинно-тракторные станции, закрепление колхозного строя на селе, искренний пафос первых пятилеток… Такой, как на экране, предвоенная молодежь видела свою будущую жизнь. Тысячи юношей и девушек стремились освоить ставший доступным символ технического прогресса 30-х годов — трактор. Мальчишки мечтали отслужить в престижных танковых войсках. Классический любовный треугольник разрешается в пользу победителя на трудовом фронте. Свадебный тост «за мастеров земли, за трактористов»… Актер Николай Крючков влюбляет в себя всех девушек, а наш земляк Петр Алейников распевает шуточные куплеты:

Здравствуй, милая моя,
Я тебя дождалси,
Ты пришла, меня нашла,
А я растерялси.

Забодай тебя комар!

2. «Кубанские казаки» (1949)



После «Трактористов» прошло всего десять лет, а минула целая вечность — война! Поколению, пережившему страшные испытания, нужны были новые мечты и положительные эмоции. Лучше режиссера Ивана Пырьева наполнить радостью сердца мало кому удавалось. Богатая ярмарка, лирические песни, соревнование двух передовых колхозов — в фильме все вместе сливается в одно огромное желание жить и работать ради будущего, радуясь светлому настоящему. А какое застолье с тех пор не обходится без хорового исполнения «Каким ты был, таким ты и остался»?

Жаль, шо усов у тебя нет. А женский пол усы любит!

3. «Дело было в Пенькове» (1958)


«Парней так много холостых, а я люблю женатого…». Вероятно, сегодня для многих уже будет открытием, что душевная песня — это не народное творчество, а музыкальное сопровождение фильма. И история в нем совсем не про город Саратов, как поется, а о любовных страстях в деревне. Молодой Вячеслав Тихонов — еще не всем известный Штирлиц, а тот самый парень из песни, мечущийся между женой-сельчанкой и приехавшей городской интеллигенткой. Все это в деревенской атмосфере конца 50-х. Такой некогда близкой многим, а сегодня почти забытой. С улочками-заулочками и вечерами с самоваром, с характерными штрихами времени, когда подаренные туфли вызывают у многих восхищение, а книги — недоумение…

Следовательно, можно сделать вывод, что бывает корова без молока, но не бывает молока без коровы.

4. «Председатель» (1964)


История на примере нашего земляка Кирилла Прокофьевича Орловского, человека, проявившего себя не только на ратном поле, но и на хлебной ниве. Именно с него Юрий Нагибин писал образ бескомпромиссного руководителя, а актер Михаил Ульянов, лишь прочитав статью в журнале «Огонек» о председателе Орловском, прочувствовал, как воплотить героя на экране. Получилось очень реалистичное кино, пропитанное духом времени, о сильном человеке, поднимавшем сельское хозяйство в годы послевоенной разрухи. Один из ярких примеров социалистического реализма, по опросу читателей журнала «Советский экран», признанный лучшим фильмом года.

Не за свое дело взялись, братцы. Вы что же, хотели меня удивить? Меня? Который обкладывал целые батальоны? Да я матом вышибал страх из людей! 



5. «Калина красная» (1974)


Народный шедевр кинематографа 70-х, раскрывающий человека, мужика, запутавшегося в житейском лабиринте. Он вдруг понимает: заблудился. Так есть ли путь к свету из темноты одиночества? Каково прижиться чужаку в деревне? А в городе? Оказывается, при всей настороженности сельчан среди них проще искать себя. Вокруг меньше соблазнов, зато больше искренности. Деревня всегда более душевно и с пониманием подходила к сложным, переломанным судьбам, и рассказанная с экрана история — убедительное тому подтверждение. Василий Шукшин, выступивший в фильме в качестве сценариста, режиссера и актера, точно уловил эту душевную струнку, отправив своего героя в объятия сельской женщины.

6. «Любовь земная» (1975)

В год, когда в наших кинотеатрах царствовала мексиканская «Есения», установившая абсолютный рекорд в советском прокате, всплакнуть о родных страстях можно было с председателем колхоза, разрывавшимся между работой, семьей и молодой любовницей. «Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду — я одна…» — песня, ставшая лейтмотивом многих судеб, ложилась в канву сюжета. В отличие от фильмов 30—40-х годов, где жизнь показывали такой, какая она должна быть, в 70-х — все чаще такой, какая она есть. Максимализм главного героя не позволял ему что-то делать наполовину. И как тут справиться с ответственностью за вверенное хозяйство и партийным долгом с одной стороны, с широтой души и глубиной чувств — с другой? Все это в деревне, где все у всех на виду! Вероятно, молодому поколению подобные страсти покажутся наигранными, а фильм чистым лубком, однако для понимания эпохи картина полезная. Тем более что сельский быт и устои менялись неспешно.
Если мы работаем, то работаем, а уж если любим — так любим.

7. «Люди на болоте» (1981)



Эпос Виктора Турова собрал большую коллекцию наград и по сей день остается уникальным явлением в нашей культуре, как и его литературный мележевский первоисточник. Картина — один из ярких примеров белорусского национального кино. Родные леса, болота, луга, дожди, аисты, картошка, ягоды под снегом — и все на фоне бесподобного музыкального ряда народных песен... Речь героев близка к традиционному полесскому говору, звучащему с экрана своеобразно и красиво. При просмотре даже не ощущаешь языковых переходов, все сделано настолько естественно. Эпохальная лента не про экзотику Полесья, а о людях, достойных уважения, строящих свою жизнь на переломе вех.

8. «Знахарь» (1981)


Довоенная история потерявшего память варшавского хирурга, после лет скитаний оказавшегося на хуторе мельника. В польском фильме достаточно намеков, что все происходит на территории довоенной Западной Беларуси, тем более и Тадеуш Доленга—Мостович, автор книги, по мотивам которой снята картина, уроженец Витебщины. Создателям мелодрамы удалось живописно передать атмосферу местечек 30-х годов, портреты сельчан, искренних и трудолюбивых, бессильных перед городскими чиновниками. При этом сам сюжет лишь вишенка на верхушке пирога, испеченного из людских судеб разных сословий.

9. «Белые росы» (1983)


«Я уж к ней и так и этак... Со словами и без слов», — пел Николай Караченцев под гармошку на проезжей части или сидя на дереве в аистовом колесе... Удивительно добрая лирическая комедия с теплым белорусским колоритом. Слияние города и деревни, пожилой отец и выпорхнувшие из родительского гнезда взрослые дети. Традиционные соседские посиделки, где каждый знает о каждом всю его жизнь. Никаких безумных интриг или натянутого нерва. А ведь скучать не приходится. Оказывается, неспешная сельская жизнь 80-х полна своих веселых приключений. Спустя четыре десятка лет можно лишь погрустить о той безвозвратно ушедшей беззаботной эпохе. Сегодня на месте Белых рос — один из многоэтажных районов Гродно. Город точь-в-точь как в кино поглотил деревню…

— Да, Федос, вот ведь не умеешь ты красиво говорить-то.

— Зато думаю красиво!

10. «Любовь и голуби» (1984)


Если душа кипит, а грубо выругаться культура не позволяет, говорите: «Ешкин кот!» И эмоции выплеснете, и вас поймут… Деревенские фильмы позднего СССР ушли от проблем волнующих председателей и передовиков, а сосредоточились на простых сельчанах. Набор бытовых шуток и сцен можно считать продолжением «Белых рос», только в более разухабистом, если хотите, балаганном варианте. Любовь представителей разных социальных групп — прямое столкновение города и деревни. Рабочему леспромхоза приходится выбирать между грубоватой недалекой женой с тремя детьми и взбалмошной дамочкой с экстрасенсами и телекинезом в голове. Разве что сосед дядя Митя утешит, если заначка в пол-литра будет…

Девушки, уймите вашу мать!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter