«Не было нас — быў лес, i не будзе нас — будзе лес»

В сентябре отцветают луга, все меньше и меньше работы в поле...
В сентябре отцветают луга, все меньше и меньше работы в поле. И народ традиционно обращал свое внимание на лес. Насколько же глубока и мудра белорусская поговорка: «Не было нас — быў лес, i не будзе нас — будзе лес»!

Лес всегда жил и живет по своим законам, объединяющим все его уровни — подземный мир с его удивительными «химическими лабораториями», средний и верхний миры с их обитателями. В народной ментальности и традиционной культуре лес рассматривается как нечто противоположное «селiшчу» и «гарадзiшчу» — т.е. месту проживания людей, как пространство, где человек может оказаться в опасности. Лес для нас может быть «добрым», а может — и «враждебным». 

На страницах «Чарадзейных казак», которые вышли в серии «Беларуская народная творчасць», лес для сказочного героя — защита и опасность одновременно. Настоящая «чащоба» вырастает из брошенной гребенки на пути погони, к лесу бегут в надежде на спасение. Но именно в лесу живут и Баба Яга, и Леший, и прочая злая нечисть.

В нашей традиции каждая порода дерева в лесу имеет свою символику. Ель укрывала своими лапками от погони Богородицу, срезанный прут орешника был посохом в руках уставшего в дороге Бога. Именно поэтому в них никогда не ударяет молния. О каждом лесном обитателе, чуть ли не о каждой травинке сложены легенды. Оно и неудивительно. 

Возраст многих деревьев вдохновляет на такое творчество. Лес выступает разноплановым субъектом и объектом не только в сказках, но и в песнях, в заговорах. Но и там хворь «посылают» не на здоровый и крепкий лес, а только на сухой, т.е. отживший свой век. Человек ведь ни при каких обстоятельствах не допускает негативных действий в отношении живого дерева, кустарника, травы или цветка.

В народе считалось, что каждый лесной массив имеет своего хозяина, которого называли «Лесавiк, Лешы, Верасавы Дзед, Лясны Дзядок». Ему подчиняется весь лесной мир. Поведение животных, птиц, насекомых зависит от настроения этого «гаспадара». Он может принимать облик любого животного, имитировать голоса и шорохи своего царства. Такой Лесовик увеличивается в размерах, находясь «у себя», т.е. в лесной чаще, и уменьшается, если случайно попадает в поле. 

Он может обманывать испугавшегося и не знающего лесных правил человека, который будет ходить–бродить по одним и тем же местам и не знать, как выбраться на дорогу, или лишать охотника его добычи. Кстати, у людей тоже существовало «верное» правило, как обмануть, запутать свои следы. Надо несколько шагов пройти задом наперед и вывернуть наизнанку свою одежду. Считают, что пастухи должны знать особое слово, которое поможет в общении с хозяином леса, чтобы в трудных ситуациях спасти стадо.

5 сентября — православное отдание праздника Успения.
8 сентября — католическое Рождество Пресвятой Богородицы.
9 сентября — день памяти белорусского святого праведного Иоанна Чудотворца, пресвитера Кормянского.

СОН В РУКУ

Заблудиться в лесу и выйти из него — найти выход из какой–то трудной ситуации.
Идти по широкой дороге — благодаря вашим неустанным трудам все у вас получится, пройдет успешно.
Узкая и извилистая дорога, тропинка — к проблемам, даже к слезам.
Бороться, драться с кем–то — к ссорам, сплетням.
Кричать и не быть услышанным — нужно быть более осторожным и осмотрительным.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter