Не было контракта — не будет и зарплаты?

Парикмахерам выдавали расчетные в виде полосок из тетрадки в клеточку

Удивительно,  как  часто  многие  из  нас  все  еще  наступают  на  грабли  правовой  беспечности

Полоска из тетрадки в клеточку, где от руки написаны фамилии и числа, — именно так выглядели «расчетные листки», которые принесли на выездную приемную в Горках работницы местного УКП «Бытуслуги». Парикмахеры были не в курсе, действует ли в их организации коллективный договор, не видели положения об оплате труда...

«К сожалению, грамотность специалистов по кадрам и заработной плате в некоторых организациях удручающая», — отметили заместитель начальника управления правового обеспечения и надзора департамента Вадим БРАТАШ и начальник отдела труда и заработной платы комитета по труду, занятости и социальной защите Могилевского облисполкома Ирина ФАБРИСТОВА, которые на этот раз принимали участие в совместной акции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, газеты «Рэспублiка» и Белтелерадиокомпании. 

Внимательно посмотрев контракты парикмахеров, специалисты обнаружили и другие нарушения прав работников. Дополнительные меры стимулирования труда – повышение к окладу — составило всего 0,2 процента. Дополнительных дней к отпуску вообще не предусмотрено. Заработная плата меньше минимальной…

— Клиентов нет, поэтому план не выполняется. Следовательно, премии не платят, а в результате – не зарплата, а слезы, — объяснили работницы.

— Если вы не выполняете план не по своей вине, то в любом случае вам не могут заплатить меньше минималки, сегодня это 229 700 рублей, – объяснила Ирина Фабристова. – Кроме того, с января прошлого года вступили в силу изменения в Трудовой кодекс. По  статье 81-й наниматель обязан выдавать работникам на руки расчетный листок. Его форма произвольная, но начисления и удержания там должны быть прописаны обязательно. Работник должен видеть, за что и сколько ему начислено, сколько удержано…

Татьяна Г. пришла на прием по поводу сына. В прош­лом году он закончил Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию с красным дипломом, был распределен в СПК, но по состоянию здоровья получил перераспределение в ПМК-1 в Горках. Работал несколько месяцев, все было хорошо, пока парень не объявил о том, что собирается продолжить обучение, получать второе высшее образование. После этого, по словам матери, начались выговоры и взыскания, в результате — увольнение по статье за ненадлежащее выполнение должностных обязаннос­тей. Сейчас молодому специалисту придется возмещать государству деньги за обучение.

Он решил отстаивать свои права и подал на ПМК в суд. Ему удалось доказать не­обоснованность некоторых взысканий, и районный и областной суды сняли часть выговоров. Сейчас слово за Конституционным судом.

— Увольнение молодых специалистов до истечения срока отработки по распределению запрещается за исключением определенных случаев, в том числе пункта 4 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь — за систематическое неисполнение либо ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей в случае, если ранее к нему применялись дисциплинарные взыскания. После увольнения комиссия по распределению при учебном заведении в течение месяца решает вопрос о том, освобождать или нет молодого специалиста, обучавшегося за счет бюджетных средств, от возмещения расходов на обучение. Кроме того, после решения суда, если оно будет вынесено в вашу пользу, вы можете обращаться в комиссию по распределению и получить или перераспределение, или справку о самостоятельном трудоустройстве, — объяснил Вадим Браташ.

Проблема еще и в том, что до окончания времени отработки по распределению, то есть двух лет, ни один наниматель не сможет взять молодого специалиста на работу без справки о самостоятельном трудоустройстве или направления на перераспределение. Но как могло случиться так, что парень, закончив школу с золотой медалью, академию с красным дипломом, вдруг пришелся не ко двору на производстве?

— Ваня — хороший мальчик, но… он со всеми на вы, постоянно говорит «пожалуйста» да «будьте добры»,  матом не ругается, в общем… не умеет руководить людьми… — услышала я в неофициальной беседе от одного из должностных лиц организации.

Комментарии, как говорится, излишни. Хорошие манеры кое-где все еще считаются помехой на пути к карьере, хотя вроде как должно быть наоборот.

Пока материал готовился к печати, комиссия по распределению при академии решила не взыскивать с Ивана возмещение платы за обучение, а специалисты службы занятости подыскивают парню подходящее место работы, чтобы он смог получить перераспределение.

Три бригады строителей, пятнадцать человек, осенью прошлого года занимались реставрацией цеха в ОАО «Молочные Горки».

— С нами не был подписан трудовой договор. Сначала мы получили часть работы, чтобы понять, устраивает ли руководство качество нашего труда. Потом пошли обещания, что мы будем офи­циально приняты на работу, но в трудовые книжки так никаких записей сделано и не было, — рассказали они. — Мы работали с 23 октября по 19 декабря. Остановили работу потому, что нам вообще не платили денег. Наряды подписывали, приемку качества осуществляли... Но расчет по первому наряду получили только после нового года. И то тремя частями… Правда, руководство не отказывается платить, говорит, как только будут деньги — сразу заплатим.

Как рабочим отстоять свои права? Штатными работниками этой организации они не являются. Налицо признаки гражданско-правовых отношений, но и договора подряда с ними тоже не подписывали.

— Если вы работаете в бригаде, то можете подписать всего один договор, но он обязательно должен быть документально оформлен, — объяснил Вадим Яковлевич. — В нем должны быть прописаны сроки расчета, обязательства сторон, условия, при которых договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, ответственность за несвоевременные расчеты (на сегодняшний день это 0,15 процента за каждый день задержки выплаты), обязательства по страхованию от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, обязательства работодателя по вопросам охраны труда и так далее. В противном случае вы рискуете остаться и без выплат, и без социальных гарантий.

История эта, к счастью, разрешилась в пользу рабочих: все выплаты им произвели. Кроме того, из сложившейся ситуации они извлекли хороший урок и вряд ли еще раз повторят ошибку, приступив к работам без заключения договора. Однако…

Однако не они первые, не они и последние, кто наступает на грабли правовой беспечности. Мы почему-то никогда не думаем о плохом, надеемся на лучшее и на авось. Не царапает тревога даже тогда, когда наниматель не подписывает трудовой договор или «забывает» выдать второй экземпляр контракта. А после обращаемся за помощью во всевозможные инстанции. Но доказать свою правоту, не имея на руках документов, к сожалению, практически нереально. Так не проще ли и спокойнее все сразу делать по правилам, как того требует закон?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter