Не будите «спящего полицейского»

На вопросы читателей «СБ» отвечает начальник ГАИ Брестской области
На вопросы читателей «СБ» отвечает начальник ГАИ Брестской области

Участники дорожного движения делятся на два «лагеря» — водители и пешеходы. И каждому есть что сказать в адрес друг друга, хотя и те и другие понимают: при взаимном уважении проблем будет меньше. Но как этого добиться? Как снизить количество ДТП и сделать дорогу безопасной? «Не все зависит от ГАИ», — считает начальник управления ГАИ УВД Брестского облисполкома полковник Николай РОДИЮК, с которым «СБ» провела «прямую линию» для своих читателей.

О нарушителях

Здравствуйте, Николай Николаевич, это Олег Суворов из Каменца звонит. В Гомеле милиция обнародовала, сколько руководителей были задержаны при управлении автомобилем в нетрезвом состоянии. А что у нас? Может, в Брестской области такие автомобили останавливать запрещено? Интересно, попадаются ли автоинспекторам нетрезвые коллеги?

— Спасибо за вопрос. Не думайте, Олег, что мы такие факты скрываем. В местные СМИ неоднократно давали информацию о недисциплинированных сотрудниках. В том числе — и об уволенных из органов внутренних дел за нарушение дисциплины. Только за 2004 год Госавтоинспекцией на территории Брестчины задержан 21 милиционер за управление автомобилем в нетрезвом виде. В 2005–м задержаны 6 сотрудников ОВД. Все они уволены. Кстати, в прошлом году у нас создано спецподразделение ГАИ «Буг», одна из задач которого — контроль за транспортной дисциплиной со стороны сотрудников органов внутренних дел. Теперь отвечу на первую часть вашего вопроса. В 2004 году автоинспекторы задержали 45 должностных лиц за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии, в этом — уже 12. К ним, как и к другим участникам дорожного движения, по линии ГАИ применяются самые жесткие меры административного воздействия. Более того, соответствующая информация направляется в органы государственной власти для дальнейшего реагирования.


Здравствуйте, побеспокоила вас Ольга Ива
новна из Пружан. В какой срок делаются анализы на содержание у водителя алкоголя в крови?

— У вас, видимо, что–то случилось? Чтобы установить сам факт употребления алкоголя, а также степень опьянения, инспектор дорожно–патрульной службы доставляет водителя в медицинское учреждение не позднее чем через два часа с момента возникновения обстоятельств, требующих проведения освидетельствования. Лабораторное исследование крови проводится в течение суток с момента поступления анализа в лабораторию. Если в течение суток невозможно доставить анализ на исследование, кровь может храниться в медицинском учреждении, но не более 5 суток.

— Может ли сотрудник ГАИ забрать водительские удостоверения у участников ДТП?

— Может, Ольга Ивановна. Они изымаются у участников дорожно–транспортного происшествия до принятия решения по существу — согласно статье 116 Кодекса об административных правонарушениях. Взамен выдаются временные разрешения на право управления транспортными средствами, которые действительны в течение 30 суток.


Здравствуйте, Николай Николаевич. В Бресте и Пинске на улицах работают автомобили, которые фиксируют нарушителей ПДД. Сколько водителей уже попались и есть ли какая–нибудь польза от профилактической работы? Это спрашивает Светлана Ковальчук из Бреста.

— Одним из основных направлений деятельности ГАИ является профилактика и пропаганда соблюдения Правил дорожного движения. Именно поэтому в подразделениях ГАИ Бреста и Пинска, а также в Барановичах созданы группы фотовидеофиксации нарушений ПДД. Главная задача таких групп — контроль за соблюдением правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности движения участниками дорожного движения. В 2004 году они зафиксировали более 5.700 нарушений ПДД, а в нынешнем — более 3 тысяч. Слишком много ДТП происходит с участием пешеходов. За три месяца 2005 года таких уже 92, а это большая часть от общего количества происшествий. Поэтому эти группы в основном контролируют правила проезда автомобилями пешеходных переходов. Владельцев транспортных средств, нарушивших правила, по субботам вызываем в подразделения ГАИ для профилактической беседы. Если второй раз попался — будем применять максимальные меры административного воздействия в пределах санкций статей КоАП. Кстати, в марте нам поступили еще 6 видеофиксаторов «Кадр–1». Наши инспекторы будут работать с ними на аварийных участках и там, где есть нерегулируемые пешеходные переходы. Вскоре аналогичные группы фиксации нарушений правил создадим в подразделениях ГАИ Брестского и Кобринского РОВД, а потом — в других районных центрах. Польза есть, поверьте, и немалая.


Беспокоит вас Ирина Ивановна Соколова, брестская пенсионерка. Я часто хожу в поликлинику N 2. Иногда, чтобы перейти улицу по переходу напротив костела, нужно долго ждать. И я заметила интересную особенность: дорогу чаще уступают дорогие автомобили. Получается, богатые люди вежливее? Что вы об этом думаете?

— Не знаю, Ирина Ивановна, что вам и сказать. Все–таки поведение водителя зависит от его воспитания и культуры, а не от марки или года выпуска автомобиля. Статистики по нарушениям Правил дорожного движения водителями в зависимости от возраста автомобилей у нас нет. Правила писаны для всех. На нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть.

— Тогда скажите, сколько в нашей области зарегистрировано новых автомобилей? И сколько лет самому старому автомобилю, который состоит на учете?

— В Брестской области зарегистрировано более 1.800 автомобилей 2004 — 2005 годов выпуска. В основном это марки российских заводов. А самый старый из состоящих на учете — «Опель–Олимпия» 1937 года выпуска.

— На улицах областного центра очень много знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», но, по–моему, эффективность от них нулевая, потому что под знаками всегда стоят машины. Первый вопрос: кто и зачем поставил столько знаков? И второй: когда ГАИ перейдет на цивилизованный способ взимания штрафов? Квитанция на лобовое стекло — и все! Зовут меня Куницкий Александр Брониславович, я когда–то преподавал в автошколе...

— Дорожные знаки «Стоянка запрещена» и «Остановка запрещена» применяются согласно действующим нормативным документам и устанавливаются в местах, где стоящие транспортные средства могут создавать помехи для движения другим участникам дорожного движения. Периодически за остановку или стоянку под этими знаками мы наказываем водителей, бывает, эвакуируем автомобили. Но все не так просто. Я лично за то, чтобы водителям создавались нормальные условия для парковки. Но сейчас в Бресте нет достаточного количества автомобильных стоянок, отсюда и рост числа таких нарушений. ГАИ регулярно поднимает на уровне Брестского горисполкома вопрос по дополнительному устройству стоянок. А что касается цивилизованного взимания штрафов... Такую практику мы только приветствуем, но будет ли обратная связь? Где гарантии, что квитанцию не сорвет ветер, что ее заметит водитель или кто–либо ее не заберет?


Меня зовут Ирина Николаевна, из Бреста. Я часто езжу в маршрутках. В частности, на 222–й. Водители беспрерывно говорят по мобильнику. А разговоры ведь ни о чем, совершенно пустые. Кто прекратит это безобразие? Может, водителям общественного транспорта вообще запретить разговоры по телефону во время движения?

— Эта проблема волнует не только пассажиров, но и нас. Пункт 9.4 Правил дорожного движения запрещает водителям пользоваться во время движения транспортного средства мобильным телефоном. Но есть одно «но». В действующем Кодексе об административных правонарушениях нет статьи, предусматривающей за это ответственность, поэтому такое правонарушение признается как «иное нарушение». И все, что грозит водителю в данном случае, — это предупреждение. В новом КоАП, пока еще не вступившем в силу, за пользование телефоном предусмотрен штраф.


Здравствуйте, беспокоит Леонид. Из Пинска до Бреста невозможно доехать, сплошь и рядом гужевые повозки, которых не видно в темноте, так как они не оборудованы светоотражающими элементами согласно ПДД. Почему ГАИ не занимается с владельцами гужевых повозок?

— Ну, Леонид, зря вы говорите, что ГАИ не занимается данной проблемой. Работаем, инициируем рассмотрение этого вопроса на районных комиссиях безопасности дорожного движения. Управлением ГАИ обобщен опыт работы подразделения ГАИ Столинского РОВД по профилактике ДТП с участием гужевого транспорта и оборудованию светоизвещающими элементами гужевых повозок. И мы советуем своим подразделениям в районах перенимать этот опыт. Для контроля за надлежащим оборудованием гужевых повозок закрепили за сельскими Советами и сельхозкооперативами инспекторов дорожно–патрульной службы.


Здравствуйте, Николай Николаевич! Побеспокоила вас Татьяна Григорьевна из Бреста. Хочу сказать, что инспекторы дорожно–патрульной службы всегда вежливы...

— Спасибо, это приятно слышать.

— У меня к вам два вопроса, вернее, это просьбы. Первая — возле нашего дома долгое время стоит непонятно чья машина и мешает водителям и пешеходам...

— Скажите номера, уберем ее на штрафстоянку...

— И второй вопрос тоже касается парковки. Надо что–то придумать, возле магазина «Люблин» по улице Янки Купалы автомобили ставят, кто где захочет. Недавно была свидетелем, как автобус не мог вырулить...

— Мы посмотрим, если будет необходимость поставить запрещающий знак, обратимся в горисполком.

О дорогах

Звонит Степан из Бреста. Были ли случаи, когда причиной ДТП становилось плохое техническое состояние дорог?

— Да, были. Но плохое состояние дороги мы обычно называем сопутствующей причиной. В 2004 году в нашей области зарегистрировано 57 ДТП, где такой вот сопутствующей причиной стало неудовлетворительное содержание улично–дорожной сети. Должностные лица дорожных и других организаций, ответственные за содержание дорог, привлечены к административной ответственности. А уже степень виновности этих лиц в совершении ДТП определяется в судебном порядке.

— Станет ли улица Советская в Бресте пешеходной? Сейчас ведь она не имеет такого статуса, поэтому и люди ходят, и машины ездят. Меня зовут Алла Петровна, задать этот вопрос меня делегировали жители домов по улице Советской.

— Понимаю вашу обеспокоенность, Алла Петровна. Нами разработана и направлена в Брестский горисполком временная схема организации движения транспортных средств и пешеходов по улице Советской. Эта схема предполагает устройство на ней одностороннего движения — от проспекта Машерова к улице Буденного, организацию парковки транспортных средств на одной стороне проезжей части, установку искусственных препятствий для снижения скорости автомобилей («спящий полицейский»). В ближайшее время горисполком примет решение о применении такой схемы. Это упорядочит движение и стоянку транспортных средств по улице, а установка искусственных неровностей снизит скорость их движения. Если вы живете на этой улице, вы видите, что без внимания мы ее не оставляем. Ежедневно там дежурят наряды ДПС ГАИ, они используют приборы «Кадр–1», с помощью которых фиксируют нарушения Правил дорожного движения.


Это Артем Полонский спрашивает из Бреста. Меня не устраивают старые светофоры. Когда на оживленных перекрестке появятся новые?

— Поймите, это большие финансовые затраты. Замена светофоров, как правило, предусматривается проектами капитального ремонта улиц. В 2005 году будут заменены светофоры на следующих перекрестках: Московская — Советской Конституции, Гаврилова — Партизанский проспект, Ленина — Мицкевича, бульвар Шевченко — проспект Машерова, пересечение улицы Суворова с улицами 28 Июля и Волгоградской, а также на перекрестке улиц Брестских Дивизий и Республиканской, на улице Сябровской.


Звонит вам Федор Николаевич Демидюк. С 2001 года жильцы брестской улицы Мичурина борются за то, чтобы ее заасфальтировали и сделали одностороннее движение. В этом году что–нибудь поменяется или нет?

— Федор Николаевич, мы знаем вашу проблему и разделяем вашу обеспокоенность. Но решение о сплошном асфальтировании улиц областного центра принимается горисполкомом, а не ГАИ. Организация одностороннего движения — этот вопрос тоже в компетенции органов власти.


Меня зовут Денис. Я водитель и очень недоволен нашими пешеходами. По переходу на улице Ленина в Бресте, напротив облисполкома, они идут непрерывным потоком. Все без исключения водители не любят этот переход. Может, установить там светофор?

— В настоящее время разрабатывается проект реконструкции улицы Ленина на участке между улицами Гоголя и Мицкевича. И проект предусматривает установку на данном пешеходном переходе светофора. Всем будет удобно: и пешеходам, и водителям.

— У меня еще один вопрос. Будет ли продолжаться установка правоповоротных стрелок в Бресте, это ведь разгружает перекрестки в часы пик?

— Да, в местах, где есть дополнительные полосы движения, будут устанавливаться правоповоротные стрелки. А вот постоянно горящие дополнительные секции могут применяться только при условии, если есть надземные или подземные пешеходные переходы. В Бресте же их пока нет.


Беспокоит вас Иван Станиславович из Бреста. Я живу на улице Мошенского. После того как авторынок вынесли за город, по улице «зеленые» водители устраивают ралли. В связи с этим интересно узнать, будет ли ограничен скоростной режим движения по нашей улице? Еще я предлагаю перенести в другое место остановку общественного транспорта, которая сейчас находится недалеко от перекрестка улиц Мошенского — Березовская. Еще хорошо было бы на нашей улице нанести разметку и поставить знаки «пешеходный переход»...

— Сейчас ведутся работы по реконструкции вашей улицы на участке от электротехнического завода до перекрестка с улицей Аржановой. Выполнены работы по укладке нового асфальтобетонного покрытия, замене бортового камня, ремонту ливневой канализации. Будет хорошая погода — нанесем и дорожную разметку, в том числе «зебру». Что касается ограничения скорости, то проектом реконструкции улицы это не предусмотрено, не предусмотрен также перенос остановки общественного транспорта.

О правах и женщинах за рулем

Здравствуйте, это Ольга Николаевна из Пинска. На моем водительском удостоверении написано: срок действия до 2008 года. В данный момент у меня нет автомобиля. Это что получается, мне опять придется сдавать экзамены?

— Не волнуйтесь, Ольга Николаевна, пересдавать экзамены вам не придется. После окончания срока действия водительского удостоверения вам надо будет явиться с действующей медицинской справкой в регистрационно–экзаменационное подразделение ГАИ — и удостоверение вам заменят.


Знаю, что увеличились сроки обучения в автошколах. Подскажите, насколько. Это Алла Петровна Шуляк из Кобрина звонит.

— Действительно, с февраля, согласно постановлению Минтранса, учиться вождению придется подольше. Минимальный срок обучения водителей категории «В» — 2,5 месяца (было — 1,5 месяца), водителей категорий «В» и «С» — 4,5 месяца (было 3), а переподготовка на категорию «Д» займет 4,5 месяца. По поводу переподготовки хочу пояснить, а то могут быть вопросы. Дело в том, что Минтранс установил этот срок из расчета, что автошкола имеет один автобус. Если автобусов больше, учебная организация может обратиться в Минтранс для получения разрешения на ускорение обучения. Ничего плохого в том, что увеличили сроки обучения, я не вижу, только пользу. Все это делается для того, чтобы на улицах города было больше дисциплинированных и грамотных водителей.

— А как вы относитесь к водителям–женщинам?

— Сейчас около 48 процентов курсантов автошкол — женщины. Многие из них хорошо водят автомобили. Но мне вспоминается случай, когда по Бресту ехал кортеж. Все автомобили, следуя правилам, остановились, а один никак не хотел уступать дорогу. Когда эту машину, наконец, прижали к обочине, вышла женщина и спросила: «А что я нарушила?» Отсюда вопрос: где и как она проходила обучение?

О сервисе

Здравствуйте, Николай Николаевич. Меня зовут Валентин Морозов. Вы должны знать, что регистрация автомобиля в МРЭО — это пытка. К каждому окошку нужно стоять в очереди. Не собирается ли ГАИ сделать работу этого отдела удобной людям, например, по принципу «одного окна»?

— Согласен, что работу регистрационно–экзаменационных подразделений ГАИ нужно совершенствовать. В том числе и работу по принципу «одного окна». Автовладелец, обратившийся в РЭО, должен получить максимум услуг, в том числе и платных, касающихся работы страховых компаний, нотариусов, банковских и юридических консультаций, сделок купли–продажи, заполнения всевозможных бланков, документов и т.д. Обнадежу вас: сейчас эти вопросы экстренно решаются в регистрационно–экзаменационных подразделениях Бреста, Барановичей и Пинска. Еще мы планируем вынести МРЭО ГАИ с улицы Купалы в Бресте в деревню Новые Задворцы, на территорию «ВестАвтоБрест», где сейчас находится авторынок.


Звоню из деревни Роздяловичи Ганцевичского района. Зовут меня Дмитрий Дмитриевич Рабцевич. Я инвалид 2–й группы, без ноги. У меня есть «Ситроен». Подскажите, где можно переделать управление на ручное?

— Понимаю ваши проблемы. Переоборудовать автомобили можно в организациях, которые имеют на это специальное разрешение. Далее автомобиль направляется в Белорусский научно–технический университет, в проблемную лабораторию, где дается заключение. Только после этого автомобиль может быть зарегистрирован в РЭО. Но я вас огорчу. В Беларуси нет сейчас организаций, имеющих право на переоборудование автомобилей. Покупайте специально оборудованный автомобиль — мой совет не самый лучший, но другого дать не могу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter