Не будь безЖАЛОстным

Как себя вести в новом году, чтобы избежать потерь и потрясений

СТРАННЫЕ мы люди. Вроде и радеем о сохранении национальных традиций. Но как дойдет до дела, бежим праздновать кельтский хеллоуин и встречать китайский год Змеи. Как говорится, был бы повод.


Однако если вглядеться глубже в прошлое, то окажется, что у всех нас, землян, намного больше общего, чем различного. И ничего страшного, если в эпоху глобализации разные этнические традиции смешиваются. Более того — это как раз хороший повод познать лучше свою культуру.


Год Змеи начнется 10 февраля. А пока что продолжается год Дракона. Китайцы верят, а вслед за ними и мы, что если Дракон имеет ярко выраженный мужской характер и проходит под знаком Ян, то Змея будет обладать характером женским, то есть пройдет под знаком Инь. Что это значит? Поверим астрологам и мифологам, которые убеждают, что год Черной Водяной Змеи будет более спокойным и относительно стабильным в сравнении с предыдущим — Дракона.


Белорусские верования также хранят много ценной информации о покровителях уходящего и приходящего годов.


Этнографы еще в XIX веке записали много преданий от белорусских крестьян, гласивших, что в озерах обитают драконы («цмокi»). Более того, барон Сигизмунд Герберштейн, который путешествовал по белорусским землям в XVI веке, писал, что жители Минска держат в своих домах «каких–то змей с четырьмя короткими ногами, с черным и жирным телом, которое имеет более трех пядей», а те чудовища водились в реке Свислочь. Такого «дракона» последний раз поймали в 1885 году, и его чучело украшало кабинет директора одного из минских реальных училищ. Так что животное 2012 года белорусскому национальному менталитету не чуждо.


Еще ближе белорусу змея. Точнее — Змей, в мужском облике. Его считали символом мудрости, опекуном семейного очага. Змея называли «волатам» (силачом), царем. Ну а иногда и страшилищем, поедавшим не только скот, но и людей. Во многих поверьях прямо говорится о том, что это сам черт! Такое чудовище жило в болоте и, по легенде, его мог победить только святой Георгий (Юрий). Может быть, поэтому у белорусов этот святой пользуется особым почитанием.


Впрочем, летучий змей — тот самый «цмок», — если его приручить, мог принести хозяину много богатства. Но, с другой стороны, если девушка влюбится в дракона–оборотня, принявшего человеческий облик — как правило, парня–красавца, то быстро зачахнет и умрет.


К Змею относились уважительно с древнейших времен. В Беларуси сохранились «Змеевы камни», к которым приносили жертвы еще в языческие времена. Археологи находят амулеты с изображением змей в курганах и на городищах. Культ лесного животного настолько старый, что этнологи почти не сомневаются: он сохранился еще с тех пор, когда земли современных Беларуси и Западной России заселяли не славянские, а балтийские племена. Не случайно почитание Змея наиболее ярко выражено в культуре народов Прибалтики. В одной из фольклорных экспедиций на Полесье записали такое свидетельство: «Когда земля была некрещеная, то люди веровали не в Господа Бога, а в лихого цмока».


А у белорусов, что любопытно, «цмокам» еще называют радугу.


Считается, что радуга–дракон высасывает воду из реки и переправляет ее на небо — так получается в лучах солнца чудесное разноцветное сияние. Чудо техники, — так и хочется улыбнуться. А потом, призадумавшись, понимаешь: это ж как тонко предки понимали устройство мира.


Классик белорусской литературы Владимир Короткевич обработал народную сказку об ужиной королеве. Красавица Ялина стала женою ужиного короля, жила во дворце с девятью башнями посреди озера, по которому плавали черные лебеди. Родила четырех детей — Дуба, Ясеня, Березу и Осинку. Но убили братья Ялины ее мужа, зачарованного принца, и превратилась Ялина с детьми от горя в деревья.


Много легенд существует об ужином короле: если встретишь его, увенчанного короной, поклонись и расстели перед ним платок. Сбросит змей на платок свою корону, а с ее помощью будешь ты понимать язык зверей и птиц.


А еще на Беларуси, особенно на Коляды, играли в старинную игру — Ящера. На главную роль выбирался самый красивый юноша, вокруг него водили хороводы. Девушки бросали ему венки, а Ящер по очереди подзывал к себе девушек из круга... Сегодня фольклористы спорят об истоках этой игры, ее мифологической подоплеке.


Когда–то наши предки держали в своих домах змей, которых почитали, как священных охранников. Но в 1387 году король Владислав Ягайло приказал всех змей в домах уничтожить, как языческий культ, чем вызвал общее возмущение. Впрочем, ужи в качестве домашних животных еще долго были не редкостью, и блюдце с молоком для них ставили постоянно.


Конечно, многие старинные обычаи сейчас выглядят странно. Но «странности» привлекают туристов. Поэтому, например, в Лепельском районе активисты агроэкотуризма предлагают вспомнить предания о якобы жившем в этом крае драконе и провести маршрут по лесам и болотам для гостей из–за рубежа. Одна из авторов проекта — Ольга Махоненко, координатор туристического маршрута «Край желтых седых валунов и кувшинок»:


— Мифологическая тематика в туризме очень популярна в Европе, и, взяв за основу персонаж древних легенд, можно привлечь в регион немало любителей экзотического отдыха.


К осени в Лепеле собираются установить скульптурную композицию «цмока». Заместитель председателя местного райисполкома Николай Никитин поддержал идею:


— Нет ничего плохого в том, чтобы «цмок» стал брендом Лепельского района. Мифология — это часть национальной культуры, которую необходимо знать и с пользой применять...


Как видим, старинные обычаи, если к делу подойти практично, могут пригодиться в турбизнесе.


Авторитетно


Иван Крук, ректор Института культуры Беларуси:


— Народные поверья — сложнейшая система представлений об окружающем мире. Наши предки опирались на многовековой опыт своих предшественников: наблюдения над природой, поведением представителей животного мира, над картой небосвода. Представители хтонического мира — ужи, гадюки, змеи — занимали очень важное место в системе мировоззрения белорусов. Еще в довоенное время, пожалуй, в каждой полесской семье существовал культ ужа. Он считался духовным патроном семейного очага и являлся едва ли не полноправным членом семьи. Его убийство считалось равнозначным скорому приходу беды. Змей очень широко представлен в нашей мифологической традиции, в заговорах — одном из самых архаических жанров фольклора. Существует большое количество заговоров от нападения змей. По старинным рецептам народной медицины, для создания необыкновенно действенного лекарства кожу, которую змея меняет каждый год, необходимо перетереть в порошок. На ее основе делали настои для компрессов.


— Существуют ли приметы или особенные правила того, как отпраздновать Коляды, встретить Новый год и прожить его правильно?


— Колядные праздники —это двухнедельный период. Если брать по католической традиции — это с 24 декабря по 7 января, в православном варианте — с 6 по 19 января. Коляды — время поворота на новый год, когда программировалась жизнь семьи, человека и рода на будущее. В обязательном порядке существовало правило встречать Коляды всей семьей за столом. Если семья собралась за одним столом, замкнула круг, то это символизирует то, что весь следующий год эта семья намерена прожить вместе. Если в семье появлялся ребенок, то бабка–повитуха обязательно клала его на стол, тем самым «прописывая» его за этим столом, выделяя ему место. А когда дочь выдавали замуж, ее трижды вокруг стола обводили и передавали в руки жениху, то есть, «выписывали» из своего семейного круга.


Отмечая новый год, всегда надо ставить на стол все блюда, которые в той или иной мере будут представлять все месяцы или хотя бы 4 поры года. Христианская традиция также неотлучна от Коляд. На столе должно быть 12 блюд. В нашем году 12 месяцев, у Христа было 12 учеников, отсюда и такое количество блюд на нашем столе. Первая кутья — это сочельник, по русской традиции она называлась «бедная», потому что там были постные блюда. Потом то, что сегодня связано со старым Новым годом, тогда в народе назывался «щедрец», так как это был самый богатый стол. Затем третья кутья, которая называлась «бедной» или «водяной», потому что она совпадала по времени с крещением. А поскольку доминант вода, то и стол праздничный назывался так. В новогоднюю или рождественскую ночь той девушке, которая хочет, чтобы на протяжении года у нее был десяток нарядов, нужно было несколько раз переодеться. Здесь ключевое слово «программирование». На протяжении всех колядных вечеров запрещено что–то отдавать из дому, в доме должна быть ситуация стабильности. В первую колядную ночь категорически запрещено ходить в гости, если колядный стол моделирует весь год для семьи, то гости и поход в гости крайне нежелательны. Не нужно выносить сор из избы. Веник, которым выметали дом на протяжении года, хозяин обычно клал на порог, рубил на три части и жег в печке, потому что веник собирал всю негативную энергетику, мусор, и это не нужно переносить в новый год.


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter