Не бойтесь женщин за рулем

Женщина за рулем — одна из самых обсуждаемых тем в автомобильной сфере. Большинство мужчин считают, что дамам лучше подходит место пассажира. Категорически с этим не соглашусь. Достаточно сказать, что, например, в ДОСААФ работают девушки, которые не только сами профессионально управляют автомобилем, но и учат безопасному вождению представителей как слабого, так и сильного пола.

Берта Бенц.

Увлечение женщин машинами началось еще на заре автомобилестроения. Широкой известностью и славой изобретателя автомобиля с бензиновым двигателем простой механик Карл Бенц был обязан своей супруге Берте. Карл был прекрасным инженером, но никудышным маркетологом. Первый публичный показ «самобеглой коляски» закончился провалом: машина врезалась в стену дома, напугав зрителей.

Берта хорошо понимала необходимость демонстрации преимуществ автомобиля и решила помочь в раскрутке нового чуда техники. Тайком от мужа она проехала 180 километров на самодвижущемся экипаже. Путешествие было весьма увлекательным и трудным (кстати, топливо в те времена продавалось лишь в аптеках и керосиновых лавках). По дороге машина то и дело ломалась, ремонтировать ее приходилось всеми подручными способами. Булавка от шляпы послужила для прочистки засорившегося бензопровода. Резинка от чулочной подвязки стала изолятором для перетертого провода зажигания. А справиться с разорванными тормозными накладками помог сапожник (кстати, сами тормозные накладки изобрела именно Берта).

Несколько раз отважной женщине пришлось преодолевать подъемы, толкать автомобиль в гору помогали местные жители. Поэтому Берта посоветовала мужу установить на автомобиле дополнительную передачу. Именно так появилась первая коробка передач. Известие о поступке Берты облетело всю Германию, и у Бенца появились первые покупатели. Муж учел все пожелания жены насчет возникших проблем. Таким образом, первой в истории женщине–водителю удалось еще и поспособствовать развитию всей автоиндустрии.

Американка Джоан Ньютон Канео — знаменитейшая женщина-автогонщик, блиставшая в 1905 году.

В США начала XX века женское вождение имело поистине государственные масштабы. Например, Элизабет Рузвельт Лонгворт, дочь президента Теодора Рузвельта, в одиночку проехала на авто из Ньюпорта до Вашингтона. А 21–летняя Элис Хейлер Рэмзи в 1909–м первой пересекла США с востока на запад и за 59 дней добралась от Нью–Йорка до Сан–Франциско.

Тем временем стремление представительниц прекрасного пола к управлению машинами набирало обороты. В 1905 году Джоан Ньютон Канео стала первой женщиной–автогонщиком, а в 1915–м Вильма Расси — первой женщиной–таксистом. Славянки тоже не отставали: в 1898 году за руль села некая госпожа Клиентская. Первые автомобили были несомненным признаком богатства и роскоши, поэтому ими в основном управляли знаменитые женщины. Так, в 1911 году в автопробеге Петербург — Киев принимала участие княгиня Долгорукая.

В начале XX века автогонки были очень популярны, и дамы нередко выходили в лидеры. Победительницей европейского Гран–при в 1927–м стала чешская автомобилистка Элизабет Юнек. Русские женщины тоже становились призерами европейских соревнований. Например, М.Любушкина на авто «Лорен–Дитрих» совершила одиночный пробег на 4.000 верст через Австрию, Голландию, Бельгию и Германию. А в 1936–м еще одна автомобилистка отправилась в кругосветное путешествие: немка Кларенор Стинесс проехала через Балканы, Бейрут, Дамаск, Багдад, Москву, Сибирь, Китай, Южную и Северную Америку на автомобиле Adler Model Standart 6, преодолев 46 тыс. км за два года.

Женский интерес к вождению привел к появлению многих деталей, которые сейчас уже привычны в нашей жизни. Например, всем известные стеклоочистители (попросту — дворники) придумала дама — Мэри Андерсон.

Элис Хейлер Рэмзи была первой женщиной, проехавшей на машине через США от побережья до побережья. 9 июня 1909 года.

В Великую Отечественную войну многие женщины были вынуждены сесть за руль тяжелых грузовиков, комбайнов, санитарных машин и даже танков. После войны мировой авторынок заполнился новыми моделями автомобилей, которые становились проще в управлении и обслуживании. И хотя в СССР были выпущены «Победа», 21–я «Волга», первые «Москвичи» 400–й серии, «Запорожец», не каждый мог позволить себе такую роскошь, как личный автомобиль. А если и мог, за рулем оказывались никак не дамы. Поэтому в 50–е годы их за рулем практически невозможно было встретить. В 70–х ситуацию отчасти изменил завод ВАЗ. Его рекламный проспект изображал женщин в модных костюмах, гордо восседавших за рулем «Жигулей». Но на дорогах автомобилисток заметно не прибавилось.

Сейчас женщина–водитель — не экзотика. Даже в мусульманском Иране в феврале 2007–го за руль автобуса впервые села женщина. Иранской «амазонке» предоставили автобус, который курсировал в радиусе десяти километров и перевозил только женщин. В Саудовской Аравии, до недавнего времени самой консервативной стране в отношении женщин за рулем, сделали послабление благодаря личному распоряжению короля. До 2017–го Саудовская Аравия была единственным в мире государством, где женщинам запрещали ездить за рулем.

А на дорогах нашей столицы в каждом пятом автомобиле мы видим женщину. Тем не менее отношение мужчин к женскому вождению не слишком изменилось. И хотя история и факты доказывают, что не существует никакой мужской прерогативы за рулем, любой автоледи независимо от статуса, марки автомобиля и стажа вождения ежедневно приходится доказывать, что она имеет право на гордое звание водителя. Возможно, в будущем все станет иначе, и на вопрос, как вы относитесь к женщине за рулем, все без исключения мужчины будут отвечать только одно: «Замечательно!»

КСТАТИ

В ДОСААФ 50 женщин-инструкторов

Сегодня только в 90 автошколах ДОСААФ по всей стране трудятся 21 инструктор-женщина и 29 преподавателей женского пола. Больше всего мастеров в Минске. Процент сдачи их курсантами экзаменов в ГАИ достаточно высок. К женщинам-мастерам охотно идут обучаемые.

Иван ДЫРМАН, генерал–майор в отставке, председатель Центрального совета ДОСААФ, заместитель председателя Общественного совета при МВД.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter