В сельской школе занимаются бизнесом и робототехникой

Не боги роботов собирают

У каждого ребенка есть ген гения, убежден директор Рассветовской школы Клецкого района Сергей Дубман

STEM-центр в Рассветовской средней школе начинался… с необычного письма. Дело в том, что, продавая овощи и яблоки из собственного сада, рассаду и веники, здесь деньги вкладывали в развитие IT-среды. Компьютерную технику зарабатывали и своим умом, участвуя и побеждая в разных конкурсах. Собственными силами создали бюджетный STEM-класс. Три года назад Парк высоких технологий инициировал изучение программирования в школах в среде скретч (визуальной событийно-ориентированной среде программирования, созданной для детей и подростков).

Директор Рассветовской средней школы Сергей ДУБМАН.
— В ШКОЛЕ большая часть учащихся работала в программировании скретч, — вспоминает директор Сергей Дубман. — Нас заметили. Через IT-компании начали выделять средства для дальнейшей закупки техники. Все же IT-технологии — удовольствие не из дешевых. Но дети есть дети. Насмотрелись в новостях, что в Беларуси начали открываться кружки по робототехнике. Приходит ко мне в кабинет второклассник Леня: «Сергей Леонидович, купите нам роботов». Что это, и сам толком тогда не знал. Думал, такой «железный дровосек». Честно признался: «Леня, денег нет. Напишите дядькам — резидентам ПВТ».

Совет дети восприняли буквально и сочинили письмо: «Добры дзень, дырэктар кампаніі. Піша вам Лёня-праграміст, восем гадоў. Калі ёсць у вас грошы, дайце трохі нам на робатаў». И в конце: «Поспехаў, шчасця, здароўя! Прыязджайце да нас у госці, у нас ёсць смачныя яблыкі».

Отправили незатейливое и откровенное послание более чем в сотню компаний. Айтишники откликнулись и прислали такое, что не каждая столичная школа может себе позволить. «АльпариГрупп» — 10 наборов LEGO Education WeDo (для самых маленьких). Для более старших детей компании прислали LEGO Mindstorms и LEGO Boost.

По технической оснащенности теперь сельская школа с 82 учениками на первом месте в республике — есть два 3D-принтера, ноутбуки, графические планшеты, видеокамеры, дрон, ну и, конечно, наборы для робототехники. Свой медиацентр и YouTube-канал. В Норвегии за видеоролик заработали 200 евро. Доложили и купили ноутбук. Сегодня дети, общаясь друг с другом, говорят о таких программах, что не каждый учитель информатики поймет.

Представители VIZOR GAMES, приехавшие в школу, сразу были поражены высоким уровнем их познаний и увлеченностью: «Мы сделаем все, чтобы они ни в чем не нуждались. Дети должны заходить в класс и сразу говорить: «Вау!»

— Компания VIZOR GAMES теперь наш ангел-хранитель, — с почтением и благодарностью отзывается директор.

В STEM дети приходят со второго класса. Потому что в первом еще не все знают буквы. Логика простая: выучил алфавит — иди программировать. Программированием больше интересуются девочки. А мальчики все же роботами.

В STEM-центре.
В STEM-центре теперь большинство учеников проводят все свободное время. Никого заставлять не надо. В школе нет соповских детей. Приезжают по субботам заниматься программированием школьники из ближайших деревень, Клецка и Несвижа.

Впервые в этом центре увидела, как на 3D-принтере рождается смоделированная конструкция — будущая емкость для батареек. Робот-официант, -охранник, -рисовальщик, который пишет все, что ему скажешь. А вот роботы специально для Илона Маска — будут помогать ему на Луне и Марсе. Рядом космическая станция, которая этих помощников будет строить.

Узнали мы о прототипе умной энергосберегающей тележки, которая попала в «100 идей для Беларуси». На нее можно установить робота, он будет ею управлять и собирать продукты в магазине, считывая товары по QR-коду.

Ну а что для сельского хозяйства? Ведь дети работают на земле, они знают, как «наментить» косу, что такое бабка, есть своя лошадь, огород и сад. Родители многих трудятся в соседних хозяйствах. Вот и написали программу по определению кислотности почвы. На дрон ставят датчики, и он облетает округу: агроному не надо ходить по полям — пробы собираются с любого участка, сразу доставляются, и определяется кислотность. Несколько лет назад давали рекомендации по борьбе с жуком-короедом. К результатам детских исследований тогда не прислушались, а вот на международном эколого-биологическом конкурсе заняли третье место среди 40 стран (от США до Японии) за работу о жуке-короеде. Впереди были только финны и россияне.

В школу стремятся идти работать молодые преподаватели. Владислав Бабич — учитель истории и обществоведения, а кроме того, получил дополнительное образование как педагог по программированию, робототехнике и 3D-моделированию. К тому же Владислав Вадимович — депутат Палаты Молодежного парламента при Национальном собрании Беларуси.

НА школьном сайте рассказано о бизнес-компании «Меркурий». К ее созданию тоже подтолкнули овощи и яблоки. Начинали продажи по следующей схеме: каждое утро автобус забирал детей из окрестных деревень на уроки, во время объезда сопровождающие заодно собирали заявки от сельчан на свою продукцию. На обратном пути доставляли заказы. Цену ставили ниже рыночной. Бизнес пошел. Сейчас здесь под заказ изготовят беседки, деревянные перголы, скамейки, веники и метлы, проведут видео­съемку. Излишки плодоовощной продукции реализуют центральной районной больнице и населению, а коня сдают в аренду. На вырученные деньги покупают расходники для 3D-принтера, программное обеспечение, наборы для робототехники.

Кстати, в СШ самый большой процент внебюджетной прибыли среди учреждений образования Клецкого района. Бизнес-идеи рождаются на ходу в прямом и переносном смысле. Ходили и собирали пустые бутылки — насобирали их более 5000. На республиканском конкурсе по вторсырью заняли первое место. Вручили фотоаппарат — появилась возможность учить детей снимать ролики и фильмы. Сделали в школе видео­класс. Так детей научили, что в ПВТ выиграли дрон.

В школе работает факультатив по основам предпринимательской деятельности. Только постигают ли ученики теорию на практике или черпают идеи из умных книжек — сказать трудно. Видимо, все тесно взаимосвязано. Дети учатся генерировать идеи. Участвуя в конкурсах, учатся презентовать свои проекты. Открывают свой потенциал.

У каждого из нас есть ген гения, какого-то таланта, убежден Сергей Дубман:

— Мы создали такую образовательную среду, в которой каждый ребенок может реализовать себя. Ничего невозможного в этой жизни нет. Только нужно стремиться к мечте и пробовать.

СПРАВКА «СГ»

STEM (Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технологии, инженерия, математика) представляет собой образовательную модель, которая объединяет воедино естественные науки и инженерные предметы. Биологию, физику, химию и математику ученикам преподают в совокупности, решая разного рода технологические задачи.

klimovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter