Не банковское это дело - за долгами следить

С 1-го числа этого месяца вступила в действие Инструкция о банковском переводе, разработанная специалистами Национального банка.
С 1-го числа этого месяца вступила в действие Инструкция о банковском переводе, разработанная специалистами Национального банка. В принципе, этот документ должен был представлять интерес только для тех, кто так или иначе связан с безналичными расчетами, большинству же граждан особенности организации денежных переводов малоинтересны. Однако, как оказалось, один из принятых пунктов инструкции не просто внес изменения в работу банков, но и обнажил серьезную проблему.

Согласно инструкции выставленные к оплате платежные требования при отсутствии или недостаточности средств на счете плательщика находятся в банке один месяц. В случае неоплаты в установленные сроки платежное требование возвращается получателю средств.

Что же это означает? По мнению директора одной из столичных коммерческих организаций, теперь просто опасно работать с госторговлей и предприятиями сельского хозяйства. Учитывая их постоянные задолженности перед поставщиками, нередко возникающие картотеки в банках, форма расчетов платежными требованиями была чуть ли не единственным вариантом реальной с ними работы. Если не через месяц, то через два-три, но должники в большинстве своем все же старались погасить долги, оплачивая платежные требования. Теперь же требование может вернуться поставщику через месяц без оплаты, и ему останется уповать только на хозяйственный суд. А, как все прекрасно понимают, судебные тяжбы эффективности работе не прибавляют.

Действительно ли все так мрачно и бесперспективно, как обрисовал коммерсант, или нет? С этим вопросом корреспондент "СБ" обратился к директору Департамента платежной системы и информатизации Нацбанка Владимиру Жукову.

- Первое, что сразу же необходимо сказать, - говорит Владимир Васильевич, - не надо путать отношения между банком и клиентом и партнеров по бизнесу между собой. Задача банка выполнить свои обязательства перед клиентом, оговоренные в договоре на расчетно-кассовое обслуживание. Если у одного из партнеров по сделке не хватает средств, то при чем здесь банк? А ведь картотека неоплаченных в срок расчетных документов, которую ведет банк, по сути, является учетом долгов какой-либо организации, и непонятно, почему банк должен вести учет чужих долгов без заключения соответствующих договоров со своим клиентом.

В свое время система платежных требований была введена по просьбе представителей агропромышленного комплекса. Затем она была распространена для расчетов за товары, работы, услуги во всех отраслях народного хозяйства. Финансово стабильные организации оплачивали платежные требования в течение короткого периода времени, а у неплатежеспособных предприятий банки принимали расчетные документы в картотеку, что снижало эффективность такой формы работы.

Судите сами: поначалу, когда сроки нахождения требований не ограничивались, картотеки отдельных предприятий насчитывали тысячи расчетных документов, они собирались, и их число постоянно росло в течение нескольких лет. Дошло до того, что некоторые из кредиторов уже перестали существовать, а их платежные требования продолжали числиться в картотеке в банке. По сути именно так и разорялись мелкие организации: товар поставили, а денег не получили.

Что же касается мнения, будто бы ограничение срока в один месяц сыграет на руку недобросовестным плательщикам, так если денег у покупателя нет, а есть одни долги, то для такого что месяц, что год - роли не играет, все равно платить нечем. При этом следует обязательно отметить, что наша инструкция не запрещает по договоренности между банком и клиентом срок нахождения в картотеке платежных документов удлинять на больший, нежели месяц. А вообще-то, всем участникам коммерческих сделок можно посоветовать: прежде чем заключать договор или отгружать товар, проверяйте платежеспособность своего партнера - это ваше право.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter