НДС по-новому: через трудности к общему ВЫИГРЫШУ

Жизнь потребовала изменений в системе уплаты налога на добавленную стоимость в торговле с Россией. Перемены даются непросто. Но, как считают видные экономисты и организаторы производства, постепенно все станет на свои места. От стройного и логичного порядка в выигрыше будут все — и деловые партнеры, и государство

Жизнь потребовала изменений в системе уплаты налога на добавленную стоимость в торговле с Россией. Перемены даются непросто. Но, как считают видные экономисты и организаторы производства, постепенно все станет на свои места. От стройного и логичного порядка в выигрыше будут все — и деловые партнеры, и государство

Новая схема взимания НДС в торговле между Россией и Беларусью вызвала неоднозначный резонанс в среде продавцов и покупателей разного уровня и разных форм собственности. Что стоит за этой схемой? Только ли рокировка мест изъятия налогов? Об этом корреспондент “НГ” ведет беседу с заместителем министра экономики Андреем ТУРОМ и начальником главного управления Министерства по налогам и сборам Евгением ГЕРШТЕЙНОМ.

Оба собеседника признают, что определенной причиной всплеска эмоций с началом действия соглашения от 15 сентября 2004 года по взиманию НДС по стране назначения является определенная нерасторопность в подготовке технического, методологического, организационного обеспечения. Сказывается и недостаточная информационно-разъяснительная работа среди тех, кого эти перемены затрагивают. А затрагивают они практически всех субъектов хозяйствования — от крупных предприятий до предпринимателей, независимо от форм собственности.
Работа в этом направлении шла упорно и продолжительное время в рамках переговорного процесса по созданию единого экономического пространства “четверки”: Россия—Беларусь—Казахстан—Украина. И все эти страны в конечном итоге подписали соглашение о новых принципах взимания НДС.
Как отметил Андрей Тур, новая налоговая схема не является изобретением Беларуси или других стран “четверки”. Так работают все государства, заинтересованные в прозрачности и доверительности партнерских отношений в экспортно-импортных операциях. В основе лежит оптимальный учет движения товарных масс, наращивание потенциала цивилизованного торгового партнерства, нацеленного на стимулирование экспорта. По сути, осуществляется переход от прежней схемы переходного периода, когда в торговле “серая”, теневая составляющая в значительной мере правила бал, в том числе через бартерные сделки и посредничество.
Не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что Россия и Беларусь готовятся к вступлению в ВТО (Всемирную торговую организацию), важнейшим требованием которой является именно уровень доверия и прозрачности в партнерских отношениях. Проблема здесь не в уплате или неуплате налогов (контроль за этим является прерогативой соответствующих органов), — подчеркнул заместитель министра экономики, — а в том, чтобы было понятно, что происходит в этом партнерстве, на чем оно построено: на мешках взяток, нечистых маневрах количеством и качеством товара, или на честности движения финансовых и товарных потоков и прозрачности уплаты налогов. В идеале, если несколько упрощенно, новая схема взимания НДС означает: когда из России в Беларусь и наоборот поступает 100 единиц продукции, то это должно быть именно 100, а не 80 с дельтой 20 для махинаций. Соответствующие логика, четкость и прозрачность должны быть и в уплате налогов. Их никто не увеличивает. Речь идет о цивилизованной и надежной системе.
— Безусловно, это непростой процесс, — говорит Евгений Герштейн, — он требует больших усилий в разработке технической, методологической и организационной основы, электронной базы, над чем, собственно, интенсивно в России и Беларуси работают органы, которым поручено решать данный вопрос. В Беларуси этим занимается Министерство по налогам и сборам. Прямо скажем, что упоминание о налоговом органе, выполняющем функции налогосборщика, вызывает некоторый психологический дискомфорт. Опять, мол, какие-то дополнительные налоги, что совершенно не так. Министерство по налогам и сборам выполняет лишь ту техническую функцию, которая возложена на таможню при наличии таможенной границы. У нас с Россией границы нет, как, скажем, есть с Польшей, Прибалтикой. Это и создает определенные трудности, которые необходимо всем осознать и преодолеть.
По мнению Андрея Тура, здесь на первый план выступают фактор доверия между партнерами и технически отлаженное сопровождение. Как в Евросоюзе, где таможенная граница отсутствует, но есть высокое доверие в движении товарных и финансовых потоков. Это и наш стратегический путь в торгово-экономическом сотрудничестве с Россией, который необходимо отлаживать. Не секрет, что решить эту задачу проще тем субъектам хозяйствования, у которых за прошедшие годы были лучше организованы отношения с российскими партнерами по поставкам, продажам и финансовым расчетам. В частности, менее болезненно решают вопрос наши крупнейшие промышленные предприятия с их связями, развитыми дилерскими сетями. Им будет легче найти приемлемую форму отношений в новой схеме взимания НДС, по обязательствам и их преломлению в ценовом аспекте.
С точки зрения субъективного фактора новое всегда внедряется через трудности. В процессе перехода на новую схему несомненно начнут возникать и возникают какие-то трения.
А впрочем, утверждают мои собеседники, первые товарные обороты по новой схеме покажут, насколько успешно идет процесс. Да, возникают вопросы, которые необходимо решать, корректировать. Одно несомненно: как только будут отработаны, преодолены все встретившиеся проблемы психологического и технического характера, связанные с переходом на новые принципы взимания НДС, все постепенно должно стать на свои места.
Непросто перейти на новую налоговую схему и предпринимателям. Бизнес многих из них связан с Россией или через Россию с третьими странами. Освоить новые принципы взимания НДС им труднее, поскольку в большинстве случаев рассчитывать приходится на собственные силы.
— Сложности прежде всего связаны с фиксацией совершаемой сделки, — отметил Андрей Тур, — отсутствием чеков, документов. Ведь стихийная торговля заметно наполняет белорусский рынок неучтенной товарной массой, причем не всегда качественной. В этой товарной “круговерти” государство несет двойные потери: от неуплаты налогов и сложности отслеживания значительной доли импортных потоков. При нормальном движении товаров и своевременном надлежащем учете выгоду должны иметь и государство, и лицо, которое занимается этим бизнесом. Это аксиома. Белорусские предприниматели, как все другие субъекты торговли, должны переходить на цивилизованные отношения с государством.
Каким образом? Первая норма, которая должна присутствовать, — это налаживание партнерских, доверительных отношений с теми, с кем ведется дело, и осуществлять его цивилизованно, прозрачно, на основе единых документов. Очевидно, что назревает и необходимость появления относительно крупных оптовиков, которые фиксировались бы как юридическое лицо и закупали бы партии продукции и поставляли по “нулевой ставке”. То есть оптовики должны закупать, растаможивать и оформлять товар под нулевую ставку с последующим маневром по сетям реализации. Это — мировая практика.
По мнению Андрея Тура, движение в этом направлении у нас есть. При появлении гипермаркетов мелкая рыночная торговля, особенно предметами ширпотреба, причем не всегда высокого качества, будет сужаться. При этом надо помнить, что по мере роста доходов люди будут искать товары высококачественные, хотя и более дорогие.
Заместителю министра экономики уже было немало звонков из предпринимательских структур, занимающих не последнее место по торговым оборотам. Среди них и фирма “Матадор”. Ее руководители на 100 процентов поддерживают новую схему взимания налогов и готовы кому угодно подсказать, как по ней работать так, чтобы было доверие между партнерами, были в выигрыше и бизнесмены, и государство, а в конечном итоге и все общество.
Как показала беседа, процесс перехода на новые принципы взимания НДС — это не простое арифметическое действие по перемене мест слагаемых при неизменной сумме, а принципиальное ее изменение с включением новых слагаемых. Это выход на рубежи цивилизованной торговли, сведение в ней до минимума “серых схем” и теневых афер. И в этом направлении предстоит работать всем. И чем быстрее, тем лучше. Обратной дороги к принципу “авось пронесет”, похоже, не предвидится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter