Социальный работник рассказал о трудностях своей профессиии

Назови меня тихо по имени

Сопровождение, покупка лекарств и продуктов, их доставка, помощь в приготовлении пищи — вот лишь часть задач, которые решает Юлия Белоус как социальный работник
Перечень услуг отделения социального обслуживания на дому очень длинный. А ведь по обе стороны договора на такую помощь — конкретные судьбы. Социальных работников и их подопечных. Мы отправились по вызовам вместе с лучшим социальным работником Минска 2014 года и увидели изнутри розы и шипы этой непростой профессии. 


Людмила ЕШТЫГАНОВА (слева) всегда рада Юлии БЕЛОУС.

Соцработник чаще ассоциируется с крепкой женщиной средних лет. Нас встретила молодая быстрая Юлия Белоус из отделения срочного социального обслуживания ТЦСОН Фрунзенского района. Она, как работник скорой помощи, прибывает на дом экстренно, по заявке. Юля совмещает эту должность с должностью специалиста по социальной работе. 

На 9-й троллейбус — и по району. Юлия радуется солнцу: «Свежий воздух, ходьба — это чудо. То, что сразу понравилось в работе». 

— А как же дожди и сырость? — хочу понять, насколько Юля выдерживает превратности погоды. 

— Держусь, а многие после первого дня под дождем бросают работу. 

Но капризы погоды — ничто по сравнению с капризами клиентов. 

«Меня зовут Женя Константиновна», — несколько раз подчеркнула подопечная дама, когда Юлия обратилась к ней «Евгения Константиновна». Социальный работник, улыбаясь, изображает руками в воздухе селедочку, которую однажды заказала ей Женя Константиновна. Выбирала как себе. И съела в итоге сама, выкупив у клиентки. «У рыбы глазки не блестят», — отодвинула от подруги тарелку соседка.

11 жизнь-быт-соцработник-01-170215 500 (2).jpg

В таких случаях Юлия «отключает» слух. Это помогает сохранять самообладание и оставаться милой в глазах капризуль. 

Сопровождение, покупка лекарств и продуктов, их доставка, помощь в приготовлении пищи — вот лишь часть задач, которые решает Юлия Белоус как социальный работник. 

«Одинокие старушки, поддерживая друг дружку, поднимаются по ступенькам. А как дома? Кто им помогает?» — задумалась Юля на прогулке с ребенком. 

«До декретного отпуска я работала воспитателем, кассиром, потом товароведом, но не было ощущения, что мое. А эта работа сделала меня личностью. Научилась общаться с разными людьми, решать проблемы». 

На нужную дорогу Юлию вывели… памперсы. Она пришла за пособием на них для дочки в территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района и зашла к руководству. 

«Захотелось тут остаться, чтобы помогать одиноким людям. Мой трудовой стаж поначалу смутил, не поверили, что из торговли могу здесь задержаться, — Юля в коллективе уже пять лет и самой себе удивляется: — Обычно так надолго ни на одном месте не задерживалась. Получаю заочно образование по этой специальности, чувствую, что моя работа нужна и важна». 

Стучимся к Людмиле Владимировне. Женщина встречает Юлю как родную: «Лучше ее никого не знаю. Выслушает всегда. Советом поможет, рецептом поделится. В поликлинику проводит». 

Иногда нужно слово утешения, иногда — требовательность. Юля действует по ситуации. 

Вспоминает, как возвращала к жизни приунывшего ветерана войны: «Настояла, чтобы Сергей Иванович поменял гардероб, привел в порядок квартиру. Помогла». Ветеран взбодрился и каждый раз выглядывал Юлию с балкона при полном параде. 

Однажды мужчина заказал Юле заквасить капусту (хотя эта услуга, как и консервирование, сегодня не пользуется спросом), мол, отличное средство от диабета. Юлия шинковала большие кочаны до боли в плечах — не рассчитала силы. 

У Любови Григорьевны утро наступает к обеду. Сонная пожилая женщина открывает дверь. Из квартиры вырывается запах ветхости. Старушка протягивает список продуктов. Буквы аккуратно выстроены в строчки. Молочка пожирнее, сок яблочный недорогой, батон непременно «Аппетитный»... Соцработник знает ее рацион уже наизусть. 

В магазине Юлия нагружает увесистый пакет. Сюда бы мужчину. Но они в этой сфере не задерживаются. Подопечные нередко запрашивают не просто социальные услуги, но и социального работника с конкретными «параметрами»: с большим сердцем, щедрой душой, интеллектуала, чтобы рассуждать о высоких материях. У каждого свой вкус. Одинокая душа особенно привередлива. И к этому Юлия Белоус относится с пониманием: 

«Первое время был шок: как неопрятно живут некоторые. Окно, не мытое пять лет, надо отдраить за 40 минут. Дедушки некоторые неделю собирают посуду, мол, не мужское это дело в раковине полоскаться. Поражало, когда в соседней комнате сын и невестка, а матери воды не принесут. Когда видишь такое, даже целый день под дождем в радость». 

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Софья СВЕРДЛОВА, начальник отдела адресной помощи и гендерных проблем комитета по труду и социальной защите Мингорисполкома:

— В Минске работают 300 социальных работников. В прошлом году они оказали социальные услуги более 13 тысячам клиентов. Чаще всего граждане заказывают покупку и доставку продуктов, лекарств, оплату коммунальных услуг, уборку квартиры, помощь в приготовлении пищи. Если человек оказался в трудной ситуации, социальный работник может и собаку выгулять, и печь протопить. 

Часовой тариф на социальные услуги, входящие в перечень бесплатных и общедоступных, — 4 тыс. 750 руб. Граждане, у которых пенсия меньше бюджета прожиточного минимума, обслуживаются бесплатно. 

Средняя заработная плата социального работника составляет 3,3 млн. руб. Зачастую это женщины. При приеме на работу особых требований к образованию нет. Обращают внимание на состояние здоровья, выносливость и психологическую готовность к работе с пожилыми людьми. 

drug-olya@yandex.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter