Найти свою нишу.

Как повысить эффективность отечественных производителей?

Как повысить эффективность отечественных производителей?

Потенциальный объем производства в мире вдвое больше возможного потребления, констатирует заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации кандидат экономических наук Георгий Гриц. И такая диспропорция, усугубляясь кризисом современной мировой кредитной системы, объективно подталкивает мир к переформатированию существующих мирохозяйственных отношений. Большинство стран, поодиночке или объединяясь в региональные экономические и политические союзы, ставят перед собой цель достичь научно-технического превосходства и занять лидирующее положение на мировых рынках. Как Беларуси правильнее распорядиться производственным наследием прошлого, на что делать ставку в будущем?

Заводы — важное звено

— Георгий Васильевич, в последнее время много говорят о необходимости реализации новой промышленной политики, проведения структурной перестройки экономики. Чем обусловлено такое внимание к этим вопросам? Может, нужно забыть о промышленности и в первую очередь развивать менее ресурсо- и энергоемкий сектор услуг?

— Во-первых, давайте сразу определимся, в чьей компетенции на отраслевом уровне находится так называемая промышленная политика. Предприятия, которые подведомственны Министерству промышленности, действительно играют важную роль в экономике страны, однако промышленность в ее широком понимании — это и предприятия сферы ответственности Белнефтехима, и Беллегпрома, и Белгоспищепрома, а также целого ряда других министерств и концернов. Не надо забывать и о компаниях частной формы собственности, как правило, не имеющих ведомственного подчинения.
Таким образом, если мы говорим о промышленности Беларуси в целом, то это более широкое понятие, и она включает около 20 отраслей и более 100 подотраслей. В них занято около четверти экономически активного населения страны. Промышленность формирует 30 процентов ВВП и 90 процентов экспорта. И наконец, Беларусь в мире ассоциируется как страна, известная по таким предприятиям, как МТЗ, МАЗ, БелАЗ, “Горизонт”, “Атлант”, “Милавица”, и многим другим. Поэтому я не думаю, что на ваш риторический вопрос, даже теоретически, может быть положительный ответ.

Как “убежать” от устаревшего оборудования?

— Что в первую очередь необходимо учитывать: особенности сырьевой привязки наших предприятий, географию их экспорта или наличие традиционных отраслей, сформировавшихся еще в эпоху СССР? При модернизации промышленности на чей зарубежный опыт нам было бы целесообразно ориентироваться?

— Главная особенность белорусской экономики — ее открытость. В среднем наша зависимость от внешних рынков вдвое выше среднемирового уровня.
Наравне с позитивом есть и негативное наследие, которое нам досталось от советской экономики. Низкая технологичность является причиной отставания в пять—десять раз по уровню производительности труда от экономически  развитых стран. При этом в Беларуси на долю высокотехнологичных производств приходится порядка 5,5 процента выпускаемой промышленной продукции, в то время как в развитых странах — 15 процентов.
Более того, физический износ в реальном секторе экономики составляет почти 60 процентов, что соответствует среднему возрасту оборудования около 21 года. Однако это отнюдь не означает, что введенное в действие новое оборудование решит наши проблемы. Станки и производственные линии могут быть физически одинаково новыми, но технологически разными. По всей вероятности, чтобы осуществить комплексное обновление белорусской экономики фондами до уровня американских компаний, потребуется не менее четверти века.
Создать конкурентоспособную продукцию или повысить конкурентоспособность отдельной фирмы — задачи весьма трудные, но вполне решаемые в условиях открытой рыночной экономики. Однако сделать это же на уровне отрасли или целой страны — гораздо сложнее, требует много времени.
Сейчас важен вопрос не степени, а формы и эффективности государственного участия в экономике. Дело в том, что в нынешних условиях глобального кризиса роль государства объективно возрастает. Борьба за ресурсы и рынки сбыта идет не столько между субъектами хозяйствования, сколько между отдельными государствами, а иногда и между региональными группировками. В этом смысле повышение эффективности участия государства в судьбе нашей экономики стоит очень остро. Однако ставшее традиционным для Беларуси обычное экстенсивное расширение с приоритетом государственных предприятий, особенно в условиях ЕЭП, уже не работает. Необходимо искать более эффективные формы, соответствующие критериям ВТО. Пример таких стран, как Китай, Южная Корея, которые вышли в мировые лидеры, стали полноправными членами ВТО, тому подтверждение.
Можем ли мы, опираясь только на собственные наработки и интеллектуальные ресурсы, разработать адекватную современным реалиям и имеющемуся потенциалу государственную промышленную политику? На мой взгляд, для этого необходим профессиональный и, главное, объективный анализ средне- и долгосрочных перспектив развития потенциальных зарубежных рынков сбыта и конкурентов, а также авторитетная независимая экспертная оценка итоговых программных документов, включая планы по их реализации.
Помню, когда я работал в Национальной академии наук, мы практически вышли на подписание договора с весьма авторитетной в области стратегического планирования инвестиционной компанией “Монитор Групп” по разработке стратегии повышения конкурентоспособности Беларуси на мировом рынке. Эта группа экспертов на протяжении последних двадцати лет предоставила консалтинговые услуги по проектам экономического развития почти 60 стран. К сожалению, по каким-то не известным мне причинам, несмотря на поддержку со стороны Михаила Мясниковича, на тот момент руководителя НАН, этот проект реализовать не удалось.

Одних — сохранить, других — перепрофилировать

— За счет чего можно повысить конкурентоспособность отечественной продукции? Нужно ли нам развивать наиболее перспективные отрасли из имеющихся или правильнее с нуля создавать новые, а многие из действующих — сворачивать?

— Вы правы, нам действительно необходимо определить точки роста, на которых необходимо сконцентрировать имеющиеся ресурсы. При этом надо учитывать, что Беларусь не только подписала, но уже и является полноправным членом ЕЭП со всеми вытекающими обязательствами. Поэтому  надо не только разрабатывать с учетом подписанных документов новую промышленную политику, но и координировать свои планы с нашими партнерами.
Также я отметил бы еще один, но существенный фактор. Практически со стопроцентной вероятностью можно ожидать, что в июле текущего года Россия может стать полноправным членом ВТО. Это означает, что Россия должна будет выполнять обязательства, принятые ею при вступлении в данную организацию.
Что касается непосредственно приоритетов Беларуси, то сегодня есть две точки зрения по этому поводу. Ряд белорусских экономистов и функционеров предлагают строить долгосрочную промышленную политику на тезисе, что главная задача национальной стратегии состоит в поддержке тех отраслей, которые уже обеспечены ресурсами и могут дать наиболее быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Поэтому следует продолжить точечную поддержку белорусских промышленных гигантов, которые при финансовых инвестициях, технологическом перевооружении могут многократно увеличить производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Одновременно следует усилить контроль за целевым использованием выделенных ресурсов.
Есть и альтернативная точка зрения, сторонником которой являюсь и я. Предлагается взять за основу теорию создания так называемых кластеров. На начальном этапе перед формированием конкретных национальных кластеров предлагается проранжировать отдельные отрасли с точки зрения не только их конкурентных преимуществ, но и выполняемых ими социальных функций. Первая группа — так называемые базовые отрасли, которые являются бюджетообразующими и определяют независимость национальной экономики в целом. Вторая группа — перспективные или инновационные отрасли, определяющие базу роста национальной экономики в средней и долгосрочной перспективе, но требующие государственных преференций. Третья группа —  предприятия, выполняющие важные социальные функции в сфере обеспечения занятости населения и гарантирования продовольственной и другой безопасности страны. И, наконец, четвертая группа — предприятия или производства, которые по разным причинам, в том числе и нецелесообразности бюджетной поддержки, подлежат частичному свертыванию или полной ликвидации.
И только потом, уже основываясь на таком ранжировании, для каждой группы следует разрабатывать собственные подходы к промышленной политике, включая такие важнейшие задачи, как приватизация и сотрудничество с иностранным инвестором.

Использовать потенциал ЕЭП

— Беларусь — страна с малой открытой экономикой. В одиночку нам сложно конкурировать на мировом рынке. Что в этой ситуации важнее делать: создавать большие холдинги, встраивать отечественные предприятия в глобальные транснациональные корпорации, дробить крупные производства на более мелкие, открывать в Беларуси зарубежные предприятия, создавать в нашей стране совместные предприятия или действовать еще как-то иначе?

— Доля ВВП Беларуси в мировом масштабе — лишь около 0,15 процента. Однако если анализировать роль ЕЭП, в котором наша страна развивается с начала нынешнего года, то по размеру экономики на это объединение в общемировом масштабе приходится 2,6 процента ВВП, 2,4 процента населения и 4 процента глобального экспорта. По другим стратегическим позициям наши позиции более весомы. В общей сложности ЕЭП — это 9 процентов мировых доказанных запасов нефти и 25 процентов — запасов природного газа, 14 процентов мирового экспорта энергоносителей. А на региональном уровне — это свыше 80 процентов торгового оборота стран СНГ, более 70 процентов взаимной торговли. Именно с учетом новых реалий и необходимо формировать наши национальные приоритеты, в том числе и в промышленности.
Я уверен, что, сделав акцент именно на региональное стратегическое партнерство, даже пусть в некоторый ущерб  по отношению к потенциальным партнерам из западных стран, в долгосрочной перспективе мы выиграем.
Сегодня, в условиях кризиса в целом западной модели неолиберальной рыночной экономики, для отечественных производителей выбранная нами стратегия регионализации и последующего отстаивания совместных экономических и политических интересов на глобальном уровне уже в среднесрочной перспективе могут быть более выгодными, чем безусловное следование постулатам ВТО.
Если проанализировать нынешние тенденции на глобальном уровне, можно отметить, что в то время как отдельные страны, в первую очередь группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия и другие), оказались заложниками требований по многосторонней либерализации своих экономик, большинство западных стран, включая США, Германию, Великобританию, Францию и целый ряд других в качестве собственных приоритетов выбрали регионализацию. Так, например, страны, входящие в АТЭС, с середины девяностых годов минувшего века в общей сложности заключили более 70 соглашений о зонах свободной торговли.
Что касается форм такой интеграции, как создание нескольких “чисто” белорусских транснациональных компаний, то с учетом масштабов белорусской экономики, которая по своему чистому доходу практически сопоставима с выручкой такой транснациональной компании, как McDonalds (разница с ней составляет плюс-минус 5 миллиардов долларов), такие планы я отнес бы скорее к фантазии, чем к реалиям.
Пожалуй, самый оптимальный путь интеграции Беларуси в мировую экономику — это создание совместных предприятий. При этом нам необходимо делать ставку, во-первых, на сохранение значимой доли в уставном капитале за белорусской стороной, что позволит влиять на принятие управленческих решений, и, во-вторых, на привлечение стратегических, а не портфельных инвесторов. Ведь последние нередко покупают небольшие пакеты акций только для того, чтобы потом их дороже перепродать.
Для ускорения притока в нашу экономику прямых иностранных инвестиций необходимо от традиционного на данный момент для государства желания продать предприятие подороже за “живые” деньги постепенно переходить к приватизации не как к источнику сиюминутного пополнения бюджета, а как к процессу формирования нового класса эффективных собственников.
В этом случае перед новым собственником в качестве главного приоритета следует ставить задачу обеспечения достаточного уровня инвестиций, причем не только в виде денежных средств, но и современных технологий, управленческих и маркетинговых решений, с последующим обязательством существенного роста объемов производства, особенно ее экспортной составляющей, и сохранение или создание новых рабочих мест. Более того, я не исключаю, что в данном случае вложение инвестиций может происходить и за счет дополнительной эмиссии в существующий акционерный капитал создаваемого совместного предприятия. Тут уместно вспомнить известное высказывание Конфуция: “Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter