Найти «слабые звенья» природы

Может случиться так, что уже подрастающее поколение не увидит того разнообразия в растительном и животном мире, которое есть сейчас... В первую очередь под угрозой особо охраняемые территории страны

Такую  задачу  ставят  перед  собой  экологи 

Первозданная природа Беларуси всегда восхищала искушенного иностранного туриста. Да, у нас еще сохранились ее нетронутые уголки. Однако, утверждают специалисты-экологи, может случиться так, что уже подрастающее поколение не увидит того разнообразия в растительном и животном мире, которое есть сейчас... В первую очередь под угрозой особо охраняемые территории страны. 

На протяжении двух последних лет сотрудники Института экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси проводили мониторинг экосистем болотного комплекса «Ельня» и озера Долгое — уникальных природных территорий Беларуси. Эта работа выполнялась в рамках Государственной программы развития национальной системы мониторинга окружающей среды на 2006—2010 годы. «Создав в заказниках развернутую сеть стационарных объектов наблюдения, мы проследили, как антропогенная нагрузка сказывается на растительном и животном мире заповедных территорий. К сожалению, выводы неутешительны», — рассказывает научный сотрудник института Ирина Вершицкая. 

Попытки оформить своеобразную летопись природы были и раньше. Зимние учеты животных, метеорологические исследования на особо охраняемых природных территориях, многолетние серии наблюдений на постоянных площадках — работа велась, но она не была системной. Ситуацию изменило принятие государственной программы. К 2010 году локальные системы мониторинга должны появиться во всех национальных парках, Березинском биосферном заповеднике, в 10 заказниках республиканского значения, имеющих также международный статус, и в 20 республиканских, находящихся под значительным антропогенным воздействием. А со временем планируется перейти от наземного к дистанционному наблюдению, начать использовать для оценки состояния природных комплексов критерии и показатели, принятые в странах Европейского союза и Латинской Америки. В результате появится возможность создать унифицированную схему ведения мониторинга, применимую к любой экосистеме.     

 Озеро Долгое — самый глубокий озерный водоем Беларуси, расположен в Витебской области. Вода уходит в недра на 53,6 метра. Площадь Республиканского гидрологического заказника «Долгое» небольшая — всего 725 гектаров, треть территории забирает озеро. Но, увы, оно притягивает не только отдыхающих, но и стада коров. Человек самовольно вырубает деревья, обустраивает кострища. Животные, пастбища которых занимают 15 процентов территории, также негативно влияют на экосистему в целом. Из-за выпаса скота естественные луга, которыми богат заказник, стали зарастать сорной травой. Нарушился и биохимический режим озера, так как оно стало использоваться как водопой. Почвы заказника деградируют вследствие развитого земледелия, загрязнены ядохимикатами, начали расти овраги. Однако теперь за тем, что, кто и каким образом негативно влияет на состояние лесных, болотных, луговых, водных экосистем, ландшафтное и биоразнообразие, будут следить специалисты. 

В Республиканском гидрологическом заказнике «Ельня» на Витебщине тоже ведется мониторинг. Там более чем на двадцати шести тысячах гектаров — крупнейший, служащий эталоном болотный массив, редчайшая бореальная и арктобореальная флора, самое место которой — зоны тундры и лесотундры. А она представлена в Беларуси! Здесь произрастают популяции редких морошки и карликовой березы. На территории заказника 76 озер. И все же экологическую ситуацию здесь не назовешь благополучной... 

Без преувеличения, катастрофические последствия для местности оставили пожары в 1998-м и 2002 годах. Огненная стихия фактически уничтожила пятьдесят процентов особо охраняемой территории! Погибло более двух тысяч гектаров лесов, запас древесины которых составлял 270 тысяч кубометров. Практически исчезли или сильно повреждены огнем заросли клюквы и голубики. На семидесяти процентах территории, занятой ягодниками, — это 8,4 тысячи гектаров — теперь только обожженная земля. Огненный язык буквально «слизал» в заказнике все живое. Виной тому человек. 

Бездумно проведенная мелиорация здесь, как и в других регионах страны, тоже дает знать о себе. Во время засухи уровень грунтовых вод понижается настолько, что необходимое водное питание не получают ни многочисленные озера, ни растительность. Это усугубляет пожароопасную обстановку. В дождливую погоду другая крайность — уровень воды в каналах поднимается чрезмерно высоко. Она застаивается, что влияет на состав флоры надпочвенного покрова: растительность становится беднее и примитивнее, страдают деревья. 

Первые попытки комплексно проанализировать экологическое состояние особо охраняемых природных территорий успешны с точки зрения организации данного процесса, приведения его к системе. Это, без сомнения, позволит обобщить показатели и экологические данные для дальнейшей природоохранной  работы, найти слабые звенья в биологической цепи. Только вот наблюдения и выводы ученых, к которым они пришли в результате проведения мониторинга, совсем не радостны... 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter