Найти общий язык

Банки обучают финграмотности в первую очередь молодежь

Растет ли уровень финансовой грамотности белорусов?

Жизнь показывает: сегодня мало уметь считать деньги, надо уметь грамотно ими распоряжаться. А значит, пользоваться как можно более широким спектром финансовых инструментов и вести собственную бухгалтерию. Так можно перестать жить от зарплаты до зарплаты, положить конец необдуманным тратам, не терять время в очередях. Вот только самостоятельно разобраться в экономической терминологии и ее хитросплетениях без специального образования белорусам сложно, несмотря даже на возрастающее желание. Обучать всех желающих финансовой грамотности активно взялись банки. Они уже видят результаты и делятся опытом с коллегами.

«Яйца» «курицу» научат

Банкиры-наставники не скрывают: сегодня в вопросах повышения финграмотности они больше ориентированы на детей и молодежь. Так, у нас в стране скоро появятся поколения, подкованные в финансовых вопросах. «Это залог успеха, — считает помощник председателя Ассоциации белорусских банков (АББ) по экономическим вопросам Ольга Купчинова. — Банки заинтересованы в повышении уровня финансовой грамотности населения, потому что при контактах с подготовленным клиентом возникает меньше риска для них самих. Да и трудозатраты меньше. Ведь люди пожилого возраста сложнее воспринимают информацию, им надо долго объяснять, что к чему. Когда же приходит подкованный человек и точечно задает вопросы, и специалисту легче работать, и в дальнейшем возникает меньше претензий, жалоб, конфликтных ситуаций. Потому что клиент знает, зачем идет в банк, и понимает ответственность, которая на него ложится».

Поэтому для детей финансово-кредитные учреждения страны совместно с заинтересованными госорганами и компаниями разрабатывают мультфильмы и игры, снимают обучающие ролики, проводят конкурсы, готовят программы факультативных занятий, где о сложных материях рассказывают простым языком. Придя домой, малыши учат «жизни» родителей, обращают внимание на способы экономии, лежащие у всех на виду. Кроме того, дети рачительно начинают относиться к покупкам и, разграничивая «хочу» и «надо», реже требуют купить еще один самолетик или «Чупа-чупс». При желании они же могут и пополнить семейный бюджет: в программах рассказывается о законных способах подработки для детей.

Но если школьникам интересно окунуться в мир взрослой науки, то студенты порой скептически относятся к наставлениям. Мол, мы и сами знаем, как лучше распорядиться деньгами, вы нам только помогите их получить. И при этом пропускают мимо ушей, как можно приумножить свои финансовые поступления, будь то стипендия или денежная помощь от родителей. «По нашим наблюдениям, молодежь может знать о продвинутых вещах, том же «Форексе», платежах через Интернет, но если спуститься до уровня персональных финансов, многие теряются и не могут сказать, что такое личный бюджет и что считается обязательными расходами и необязательными, как и в каких размерах нужно создавать подушку финансовой безопасности», — делится наблюдениями Ольга Купчинова. Облегчить понимание поможет введение спецкурсов в вузах, встречи с представителями банковской среды. Ну и, конечно, игры.

Взять, к примеру, «Финансовый футбол», программная «оболочка» которого разработана компанией «Visа», а 600 вопросов внутри — адаптированы к белорусскому законодательству специалистами Ассоциации белорусских банков. Кстати, сегодня планируется обновление экономической «начинки» этой игры. Для этого необходимо согласовать идею с «Visа», создать рабочую группу совместно с сотрудниками Нацбанка и обновить вопросы с учетом изменений в законодательстве. «Мы бы хотели до конца года сформировать новый диск», — говорят в АББ.

Разговор на равных

А как быть взрослому населению республики, которое тоже хочет быть хозяевами своей жизни и понимать логику банков? Поддержать инициативу своих сотрудников могут руководители предприятий, пригласив к себе преподавателей из банковской среды. Причем на крупных предприятиях и в международных компаниях понимают важность такого шага, в то время как в небольших фирмах, как правило, предпочитают не заострять на таких вопросах внимание. Остается рассчитывать только на себя. Благо банки активно сотрудничают со СМИ, ведут специальные рубрики и разделы у себя на сайтах, где размещают все изготовленные видеоматериалы, памятки, словари. Информация хоть и разрозненная, но имеет общий вектор. Планируется, что соберет воедино уроки по финансовой грамоте специализированный портал Нацбанка, который скоро будет запущен.

Особое внимание банки уделяют расширению безналичных платежей, которые, по планам Нацбанка, в 2015 году должны составить половину от всех расчетных операций. Помочь сформировать лояльность могут выпущенные совместно с магазинами, аптеками, заправками карты.

«В свое время АББ стояла у истоков организации работы по повышению финансовой грамотности, а сегодня этот вопрос решается на государственном уровне. Благодаря усилиям Нацбанка и АББ сегодня в республике организована слаженная работа многих заинтересованных в повышении финансовой грамотности населения. Роль АББ заключается в координации работы белорусских банков в этой области. Чем больше у населения будет знаний в финансовой сфере, тем меньше будет разных кризисов у отдельных людей, семей, меньше — социального иждивенчества. Сегодня люди уже больше разбираются в терминологии, макроэкономической ситуации, более взвешенно подходят к вопросам заимствования», — отмечает зампредседателя правления Ассоциации белорусских банков Александр Кучинский.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter