Легкоатлетический проект «300 талантов для Королевы» расширяет спортивные границы

Найти и не терять

Стартовавший в прошлом году проект «300 талантов для Королевы» запросто мог бы претендовать на звание прорыв года в белорусском спорте. Резерв — тема больная не только в атлетике. Уже не первый год руководители федераций обсуждают строительство системы, которая позволила бы решить проблему поиска смены нынешним спортивным звездам. Тренеры тем временем не задумываясь называют причины, почему появление такой «пирамиды» невозможно. Лень, увлеченность компьютерами, низкие зарплаты учителей, слабая база в регионах… Потому и идею председателя Белорусской федерации легкой атлетики Вадима Девятовского изначально встретили с нескрываемым скепсисом. Дескать, побалуются и опять забросят.



Не забросили. Ярко провели первый сезон, финишировавший красочным шоу, собравшим в Минске юных финалистов со всей страны. В нынешнем сезоне зашли на новый круг. Он почти завершен: проходивший во время летних каникул тренировочный лагерь собрал в столице несколько десятков будущих участников финала. Причем за год скепсиса у специалистов изрядно поубавилось. Если минувшей осенью мальчишек и особенно девчонок порой приходилось уговаривать выйти на старт школьных отборочных этапов, то теперь от желающих буквально нет отбоя! Прошедшие накануне по всей стране тренировочные лагеря, в которых с будущими финалистами проекта хорошенько поработали профессиональные тренеры, доказали: на таланты белорусская земля не обеднела.

Пока дети прыгали через мягкие барьеры, преодолевали «лесенку» и метали различные предметы, приехавший с районной командой из Несвижа Виталий Бурдыко делился впечатлениями от своего второго «королевского» сезона:

— Поначалу к инициативе многие отнеслись скептически. Даже сейчас часто слышу, что, дескать, премии для тренеров платят копеечные. Но я приехал сюда не за деньгами, а ради детей. Вы бы знали, какое это для них событие! В прошлом году наши ребята вернулись с подарками. Коньки роликовые привезли, защиту, еще какие-то призы. Для остальных это такой стимул был — не передать! В школе-то даже на районных соревнованиях какие призы: грамоту на принтере напечатают и все. Детям просто неинтересно. Раньше хоть кормили, а сейчас и этого нет. При этом за 20 лет, что я тренером работаю, дети очень изменились. Если раньше они, условно говоря, за конфетку на тренировки шли, то теперь, чтобы заставить их выбрать спорт, а не какие-то другие пути в жизни, нужно хорошенько постараться. У нас же чаще всего работают по старинке: пришли, позвали, а дальше — ни условий, ни перспектив. В то время, когда я только начинал работать, мы порой с детьми шли собирать бутылки и на эти деньги покупали мячи. Сегодня же никто из ребят подобным заниматься не будет — они просто забросят спорт.

Еще одна проблема новорожденного проекта — отбор. О том, что благие идеи федерации на начальном уровне — в районных школах — нередко заканчиваются банальными приписками и попытками учителей физкультуры «заткнуть» свалившуюся на голову проблему первыми попавшимися под руку ребятами, тренеры говорили едва ли не с первых дней появления «300 талантов». Виталий Бурдыко не скрывает — таких примеров хватает и сейчас:

— Проблему приписок отчасти попытались решить на областном уровне, пригласив судей из Минска. Но то ли из-за нехватки денег, то ли по другим причинам доезжали нейтральные рефери далеко не всегда, а районные тренеры, как их не переставляй местами, все равно друг друга знают и могут договориться, чтобы протащить «нужных» ребят.


О том, как далеко может зайти без должного контроля эта «гонка вооружений», можно лишь догадываться. Тут и до пресловутого форсажа недалече. Правда, по убеждению одного из ведущих белорусских специалистов в беге — тренера сестер Усович Игоря Захаревича, при всех возможных перегибах такие соревнования являются самым честным способом выявить не приобретенные, а генетически заложенные возможности ребят. Причем даже из самых удаленных от столицы уголков страны.

— Да, некоторые из нынешних финалистов уже не первый год занимаются атлетикой. Но это пока условные тренировки, пару раз в неделю и уж точно без выездов на сборы и специального восстановления. То есть в идеале проект «300 талантов для Королевы» позволяет отобрать действительно самых талантливых. Я разговаривал с тренерами, и они могут привести немало примеров, когда ребята из деревень пробивались до республиканского этапа отбора. Вопрос, правда, как с ними будут работать дальше?

Вопрос этот Вадиму Девятовскому задавали не однажды. Спрашивали два года назад, когда проект был лишь на стадии идеи. Интересовались минувшей осенью во время финала. Спрашивают и теперь: куда делись те ребята и девчонки, которые еще недавно удивляли и умиляли всю страну? Оказывается, все в поле зрения.

— Помните, был такой парнишка из Несвижа Илья Бобрик, который в прошлом году выиграл в финале скрестные прыжки? Сейчас он в спортивном классе при училище олимпийского резерва. Тренируется. А вот у Яны Карповой обнаружились проблемы со здоровьем — врачи посоветовали поберечься. Правда, мы хотим провести более детальное обследование с привлечением ведущих спортивных медиков. Мне ведь в свое время тоже говорили, что в спорте у меня нет перспектив, да и история забракованного в Беларуси будущего олимпийского чемпиона в пятиборье Александра Лесуна о многом говорит... Так что детей мы не забываем. Причем речь не только об этих трехстах ребятишках, которые попали в финал. Есть ведь и множество других, кому на этом этапе не хватило совсем чуть-чуть, но кто может раскрыться в будущем. Мы просмотрели более 200 тысяч человек, составили подробную базу данных, которую передали тренерам по всей стране. Для ребят из деревень это — отличный шанс попасть в созданный при РУОРе спортивный класс и сделать первые шаги к будущим победам.

Легкоатлетическая база данных — настоящая находка для всего белорусского спорта. Подтверждение тому — представители гандбольной школы СКА во главе со спортивным директором Андреем Крайновым, ставшие постоянными гостями проходящего неподалеку от штаб-квартиры минского клуба тренировочного лагеря. Находящийся в открытом доступе и постоянно обновляющийся список перспективных мальчишек и девчонок тоже просматривают не только атлетические специалисты, невольно заставляя задуматься: уведут ведь будущих чемпионов! Девятовский к перспективе того, что плодами усилий легкоатлетической федерации пользуется уже вся спортивная страна, относится философски: мы делаем общее дело.


— Я точно знаю, что нашими наработками интересуются очень многие. Федерация баскетбола — та и вовсе обращалась напрямую. Я не вижу здесь проблемы. Это наш общий республиканский проект, к которому подключены министерства образования и спорта. Благодаря им мы получили доступ в школы, можем организовывать тестирование детей. И важно понимать, что «300 талантов для Королевы» пока лишь набирают обороты. Например, прошлогодняя идея создания в Беловежской пуще Академии легкой атлетики отнюдь не заброшена. Мы подключаем науку, специалистов, нарабатываем базу, опыт. Постепенно этот проект должен выйти на качественно новый уровень отбора и подготовки. Но мы все равно приложим все усилия, чтобы для юных участников «300 талантов для Королевы» остались в первую очередь ярким праздником. 

komashko@sb.by 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter