Российский «Киношок» вернулся к международному формату

Найди «Внутри себя» триллер

В Анапе завершился 27–й российский кинофестиваль «Киношок». После временной паузы во всех его конкурсных программах в 2018 году вновь приняли участие белорусские кинематографисты.

Председатель оргкомитета Сергей Новожилов и постоянная гостья фестиваля — белорусская актриса Светлана Суховей давно сдружились.
фото: БОРИС КРЕМЕР

Фильмом открытия фестиваля стала мировая премьера белорусского триллера «Внутри себя» режиссера Сергея Талыбова (производство Первой КиноВидеоКомпании), в прокат который выйдет в Беларуси в ноябре, а в одном из ближайших номеров «СОЮЗа» его создатели расскажут, как им удалось пойти по следам Альфреда Хичкока и освоить для себя новый жанр.

В конкурсе «Киномалышок» фильмов для семейного и детского просмотра призом за лучшую мужскую роль наградили Артема Венгеровича, сыгравшего в ленте «Тум–Паби–Дум» (режиссера Вячеслава Никифорова, Беларусь) воспитанника детского дома, решившего найти для себя родителей и вынужденного учиться жить по законам взрослых.

В документальной программе интерес вызвала совместная белорусско–польская картина Андрея Кудиненко «Фанат» — о футбольном фанате брестского «Динамо», посетившем все игры команды и на выездные матчи добиравшегося пешком — четыре с половиной тысячи километров только за один год, без автостопов, без денег, ночуя в лесу...

Не остались без зрительского внимания и две белорусские картины в коротком метре — «Друзья по переписке» Нелы Василевской (о влюбленных, живущих в Москве и Минске, общавшихся исключительно в социальных сетях, а однажды решивших встретиться не в интернете, а в реальности — в Минске); и история Влады Сеньковой From a great height, в своем творчестве в одном поезде в Варшаву отправившей сирийца и белоруса.

В рамках «ТВ–Шока» в Анапе увидели все восемь серий белорусских телефильмов «Ой, ма–мочки!..–2» Ивана Павлова и «Автошколы» Сергея Гиргеля.

В концертных программах «Киношока» с поэтическими циклами принимала участие постоянная гостья фестиваля — белорусская актриса Светлана Суховей, ведь каждый фестивальный день в разных городах и станицах Краснодарского края в рамках «Киношока» проходили выступления известных актеров.

Всего на «Киношоке» было показано более 70 фильмов. Концепция старейшего российского фестиваля менялась: первые 25 лет жизни кинофорума в Анапе посвящались кино бывших союзных республик. В 2017–м акцент перенесли на национальное региональное кино России, сделав попытку собрать на экране всю Россию — от края до края. В 2018 году «Киношок» вновь вернулся к международному формату, объединив кинопродукцию стран Таможенного союза — Беларуси, Армении, Казахстана, Кыргызстана и России.

Чем были вызваны перемены в истории фестиваля, обозревателю «СОЮЗа» объяснил председатель оргкомитета фестиваля «Киношок» Сергей Новожилов:

— СССР развалился. Нам стало грустно. И мы решили — хорошо бы сделать фестиваль стран СНГ и Балтии. И идея оказалась настолько плодотворная, что просуществовала 24 года. Но времена меняются. Ситуация складывалась очень непростая: где–то свое кино производится, где–то уже давно об этом забыли, и все неравнозначно. И формат «Киношока» 2017 года был в духе времени, мы представляли фильмы Якутии, Карелии, Башкортостана, Адыгеи, Татарстана, Северного Кавказа; были Сахалин, Юрга, Амурская область, Алтай, Краснодарский край, Курская область, Красноярск, Екатеринбург, Липецк, Оренбург, Тюмень, Челябинск... Но мы тогда не полностью отказались от кино бывших союзных республик — сохранили его во внеконкурсной программе. Я как председатель международного оргкомитета шесть лет уже в Латвии провожу фестиваль короткометражных фильмов стран Балтийского региона, так что эта тема мне очень близка... И на 27–й год мы вернулись к идее. И если 2017 год «Киношока» формировался из российских региональных национальных картин, то в этом году в пяти конкурсных программах, включая детскую и документальную, приняли участие все страны Таможенного союза — Армения, Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Россия. Это помогает развиваться, расширяет фестивальные горизонты и дает возможность вновь увидеть, чем живут наши друзья–соседи. И, конечно, прикоснувшись к искусству кино, сделать новые открытия. Другое время требует другого отношения, и на «Киношоке» в том числе.

ГЛАВНЫЕ НАГРАДЫ «КИНОШОКА»

«Золотую лозу» и приз за лучший сценарий полнометражных фильмов вручили картине «Мунабия» режиссера Таалайбека Кулмендеева (сценаристы — Казат Акматов и Таалайбек Кулмендеев, Кыргызстан).

В конкурсе документального кино лучшим фильмом признали «Мастерскую» Сергея Карандашова (Россия).

Победитель конкурса короткометражного кино — «Путешествие в Париж» Марии Поляковой (Россия).

В «ТВ–Шоке» победители определились зрительским голосованием. Первое место — «Приличная семья сдаст комнату» (режиссер Елена Яковлева, Россия).

В детском кино «Киномалышок» главный приз получила картина «По совести» Евгения Сергеева (Россия).

Призом за лучшую мужскую роль наградили Артема Венгеровича за фильм «Тум–Паби–Дум» режиссера Вячеслава Никифорова (Беларусь).

Лучшую женскую роль сыграла Дарья Чистякова в детском фильме «Бегство рогатых викингов» режиссера Ильи Белостоцкого (Россия).

Ирина Корнеева

korneeva@rg.ru

Москва — Анапа

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter