О защите прав потребителей

Навигатор для покупателя

Нарваться на недобросовестного продавца может каждый. Так же, как и спонтанно совершить ненужную покупку. Чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями, у нас выстроена целая система, охраняющая интересы потребителей. И все же специалисты в области защиты их прав уверены: многих проблем можно было бы избежать, если бы товары и услуги мы приобретали, подходя к процессу более ответственно.

Взять жертв распространителей дорогостоящих одеял, подушек, наборов кастрюль и прочего. Все эти товары можно купить (и дешевле!) в обычных магазинах. Но это же скучно. Гораздо интереснее посетить «презентацию» в каком–нибудь Доме культуры, где тебя будут обхаживать со всех сторон. Способ занятно провести время, особенно для пенсионеров. К тому же там предлагают вроде бы выгодную рассрочку. Договор заключается. А понимание, что платить нужно будет все больше и больше и это пробьет брешь в личном бюджете, приходит уже потом.

Результат — поток обращений на «горячую линию» Минторга и в Белорусское общество защиты потребителей: как вернуть деньги?! Ольга Кравцова, заместитель начальника управления защиты потребителей и контроля за рекламой Минторга, обнадеживает: есть период охлаждения, в течение которого можно вернуть качественный товар, если им не пользовались, — 14 дней. Исключения — косметика, технически сложные приборы. Правда, продавцы одеял и подушек и тут предусмотрели закавыку в договорах: возврат товара — по месту нахождения продавца и при условии обязательного присутствия потребителя. И вот продавец где–то, скажем, в Брестской области, а покупатель в возрасте да с неважным здоровьем — в Минской. Минторг даже обращался в Верховный Суд, чтобы оценить правомерность этого пункта. Оказалось, законодательству не противоречит. Однако покупатель, если не может приехать сам, вправе оформить доверенность на другого. Здесь понятна позиция председателя Белорусского общества защиты потребителей Анны Суши, которая сетует: обращения за советом перед покупкой к ним крайне редки. А вот звонков с жалобами после — уже более 4 тысяч с начала года да 335 претензий и исков составлены юристами в интересах потребителей. Очевидно, чтобы сберечь нервы и деньги, нам надо учиться покупать.

Начнем с того, что все субъекты торговли, в том числе интернет–магазины, должны быть зарегистрированы в торговом реестре. Это список доступен на сайте Минторга, сейчас в нем 64,5 тысячи позиций. Если данных о каком–то продавце там нет, значит, он работает нелегально и доверять ему нельзя. Завтра сайта может уже и не быть, и телефоны замолчат. А если с товаром возникли проблемы и хочется вернуть свои деньги? За помощью обиженные покупатели идут в Минторг, порой имея на руках лишь один документ: гарантийный талон с печатью сервисного центра, который никак не поможет в поисках продавца. Ведь такие центры, как правило, заключают договор с поставщиком, у которого товар могут брать десятки ипэшников. Поэтому Ольга Кравцова дает ценный совет: собрались сделать покупку в интернете, особенно дорогостоящую — сделайте и скриншоты страниц магазина. Если он вдруг исчезнет, это поможет найти продавца...

Конечно, в целом торговля в сети упорядочилась. Времена, когда интернет–магазины игнорировали торговый реестр, прошли аккурат в тот момент, когда у Минторга появились полномочия приостанавливать их работу, а то и вовсе закрывать за нарушение законодательства. «Кнут» сработал: в торговом реестре уже 16,5 тысячи интернет–магазинов, причем около трети приросло за последние полгода. И за это же время была приостановлена работа 35 точек — крайняя мера для тех, кто не стремится исправлять недочеты. Чаще всего нарушения были связаны с отсутствием информации о дате изготовления товара и гарантийных сроках, а также об изготовителе и импортере. Увы, до сих пор удивляет беспечность покупателей, готовых отдавать немалые деньги за «серый» товар, особенно в области телефонии. Если вам предлагают самим скачать инструкцию по эксплуатации, нет техпаспорта — насторожитесь. Требуйте привезти товар как следует: в упаковке с идентификационным знаком, со всеми сопроводительными документами и выдать чек. И потом, специалисты по защите прав потребителей не устают повторять: покупатель вправе потребовать у продавца возврата денег за некачественный товар, даже если недостаток незначителен, а отсылать вас вместо этого в сервисный центр никто не вправе. Если претензии возникли, обращайтесь сначала к продавцу, а затем в районный исполком по месту его нахождения. Государство гарантирует потребителю защиту его прав, с недавних пор на страже его интересов обязали быть и владельцев торговых центров, рынков, интернет–площадок. И все же тут, как и с болезнью — предупредить легче, чем лечить. Так что совершайте покупки обдуманно.

vasilishina@sb.by

Советская Белоруссия № 163 (24793). Четверг, 27 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter