Навезти порчу

Как на белорусской границе не пропустили злого Tuta absoluta

Службы карантина второй год подряд выявляют на границе редкого вредителя томатов, который приносит миллиардные убытки

Наркотики, оружие, контрабанда — именно они возглавляют топ-новости о задержаниях любой таможни мира. В микроавтобусе обнаружен тайник с сигаретами и водкой. В багажнике машины была спрятана икона XV века. В запасном колесе джипа водитель пытался скрыть кило гашиша и тысячу таблеток амфетамина... Согласитесь, приятно осознавать, что граница на замке. Но мало кто сегодня осведомлен, от каких бед и экзотических напастей нас с вами оберегают службы фитосанитарного контроля. Говорят ли вам о чем-нибудь следующие названия: белая ржавчина хризантем, пальмовый трипс, восточная плодожорка, амброзия или южноамериканский листовой минер? За каждым из них — реальная угроза нашему здоровью или продовольственной безопасности страны. Посмотреть, как в пункте пропуска выявляют и обезвреживают паразитов и вредителей всех мастей, журналист «Р» отправился на белорусско-польскую границу.

Мухи отдельно, личинки — отдельно

Автомобильный терминал «Козловичи» — это настоящие грузовые ворота из Европы в Азию. Здесь не увидишь ни туристических автобусов, ни верениц легковых авто. Только фуры, сотни фур в день, которые следуют в нашу страну, а также транзитом идут в Россию, Казахстан и дальше. Причем каждая пятая из них везет груз растительного происхождения.

Утро началось с тревожной новости: ночная смена задержала партию персиков и нектаринов, которая шла из Испании в Москву. В отобранных образцах обнаружены личинки Ceratitis Capitata, говоря по-простому, средиземноморской плодовой мухи. Водитель в расстроенных чувствах, и его можно понять: речь идет о возврате всего груза. Но прежде нужно соблюсти всю процедуру и убедиться.

…В лаборатории на столе лежит сверток, упакованный в целлофан и окольцованный сверху пластиковой пломбой. Внутри — несколько персиков, крохотная колбочка с личинками и предварительное заключение инспектора. Через полтора часа из отдела карантинной экспертизы областной инспекции вернется подтверждение: действительно, фрукты заражены. Водитель получит на руки акт возврата международного образца — и 13,2 тонны персиков плюс 6,6 тонны нектаринов возьмут курс на Польшу. Увы и ах.

Скальпель, лупа, микроскоп

— Мы проверяем все, что выросло на земле: овощи, фрукты, картофель, срезанные и горшечные цветы, семена, пиломатериалы и другую продукцию растительного происхождения. Задача — не пропустить в республику вредителей и различные заболевания, которые могут нанести урон сельскому хозяйству и здоровью человека. В группе повышенного риска сейчас — персики, нектарины, картофель, цветы, томаты. А также семена, цитрусовые и саженцы, — объясняет суть работы службы Светлана Горупа, заместитель директора — начальник инспекции по карантину растений Брестской областной инспекции по семеноводству, карантину и защите растений. — В сутки наши специалисты проверяют более 200 машин. У каждого из них за плечами профильное агрономическое образование и большой стаж работы на границе. По-другому здесь нельзя: на оформление одной фуры дается не более 40 минут, и права на ошибку нет. Ведь стоимость груза колеблется от 50 до 100 тысяч долларов.

На рампе, огромной площадке, к которой паркуются многотонные фуры, нас ждут 10 «очередников». Яблоки, шампиньоны, персики, цветы, огурцы, виноград… В присутствии инспектора таможни вскрываются пломбы первой машины, и к площадке досмотра несут несколько ящиков с наливными плодами. Старший смены Валентина Никитюк быстро находит подозрительные червоточины в нескольких розовобоких яблоках — и в ход моментом идут скальпель и лупа. Но нет, на срезе ничего карантинного. Партия беспрепятственно проследует в Россию.

С белоснежными грибами все белоснежно-чисто. Водитель следующей фуры ставит на стол длиннющие картонные коробки, на которых черным по бурому написано: «Кения». Внутри благоухают чайные африканские розы, туго запакованные в целлофан и гофру. Каждый букет инспекторы фитосанитарного контроля переворачивают вниз бутонами и несколько секунд трясут над листом белой бумаги. То, что высыпалось, ставят под микроскоп. Нет, ничего подозрительного.

— Скоро первое сентября: начался очередной цветочный бум, — рассказывает, пока мы готовимся к следующему осмотру, Галина Янчук, главный агроном по карантину растений ПП «Козловичи». — География происхождения цветов очень широка: Замбия, Кения, Эквадор, Нидерланды, Италия, Израиль, Испания… Но лишь специалисты знают, какие «подарки» эта благоухающая зелень может привезти на своих стеблях и листьях. Пальмовый трипс, белая ржавчина и аскохитоз хризантем, южноамериканский листовой минер, западный цветочный трипс. Размер последнего, чтоб вы себе представляли, чуть больше миллиметра. Но сколько с ним проблем! Этот вредитель быстро размножается, высасывает все соки из растений и поражает в теплицах большинство овощных культур. Кому цветочки, а кому и ягодки.

«Мы переживаем не меньше водителей…»

Очередная фура, открыт прицеп — и перед нами стеллажи, уставленные испанскими персиками. Валентина Никитюк выбирает три разных ящика — снизу, из середины, сверху, и проверка начинается.

— Та-ак, а это у нас что такое? — один из персиков отложен в сторону. Вскоре там же оказываются еще несколько собратьев. Подозрения слишком серьезные: образцы отправляются на анализ в лабораторию службы карантина.

Из сделанных скальпелем надрезов извлекаются крохотные личинки. Первая. Вторая. Третья… Инспектор складывает их в стеклянную емкость и заливает кипятком. Через пять минут Валентина Леонидовна уже не сомневается: это средиземноморская плодовая муха. Личинки в колбе погружают в спиртовой раствор и вместе с образцами фрукта отправляют в запечатанном пакете в Брест. На подтверждение.

— Тяжелее всего даже не найти, а определить, что за вредитель перед тобой. Чем младше возраст личинки, тем больше ее схожесть с другими видами. А вдруг они не попадают в перечень карантинных? Поскольку ответственность за принимаемое решение очень высока, мы всегда отправляем образцы в наш отдел карантинной экспертизы, — объясняет Валентина Никитюк. — Вообще, чтобы вернуть партию, достаточно даже одной такой личинки. И если говорить конкретно о персиках, это уже 15-й случай за это лето. Что будет с ними дальше? Партию доставят испанскому отправителю, там их, скорее всего, попытаются обеззаразить. А затем реализуют в другой стране, только уже по более низкой цене. Поверьте, мы переживаем из-за каждого такого случая не меньше, чем водители, но работа есть работа.

…Как ни странно, лето для службы карантина — сезон отпусков. Двести машин в сутки — это здесь считается полным штилем. Ведь с февраля по май, когда в самом разгаре посевная, каждая из четырех смен оформляет по 180 фур. И каких! В основном на Россию и Беларусь идут саженцы и 50-килограммовые мешки с семенами. Как проверить их? Для этого есть специальный щуп, который проходит через ткань, не повреждая ее. Дальше — стопроцентно ручная, трудоемкая работа: скребок, лупа и справочник карантинных сорняков. Для сверки.

— Казалось бы, семена — ну что тут такого? Однако к ним могут быть примешаны горчак, череда волосистая, молочай зубчатый, различные виды повилики, амброзия полыннолистная… Последняя, кстати, является сильнейшим аллергеном для астматиков. Все остальные — быстро размножающиеся сорняки, которые своей развитой корневой системой истощают почву. Кроме того, среди семян часто встречаются вредители запасов, например зерновки, уничтожающие зародыши гороха, фасоли, бобов. Или капровый жук. Это страшный карантинный вредитель, который не ест разве что металл, — рассказывает Светлана Горупа. — Сложность работы инспекторов в том, что все приходится делать вручную. Искать, сверять, уточнять по справочникам. Зимой и летом, ночью и днем.

Теплица в траурных тонах

Два последних сезона подарили службам карантина Беларуси настоящую головную боль. Ее имя — томатная минирующая моль (Tuta absoluta). В прошлом году первый случай этой опасной болезни зарегистрирован в Гомельской области, на территории агрокомбината «Брилево». Личинки моли повредили большую часть урожая помидоров. В итоге под нож пошла вся теплица, томаты и сами растения пришлось закапывать на глубине 2,5 метра. Как следствие, комбинат понес существенные убытки.

В этом году на Гомельщине все спокойно, зато в «Козловичах» и «Мокранах» этим летом выявлено сразу 6 случаев томатной моли. Машины шли из Турции, Испании, Голландии и Марокко. Более 60 тонн карантинного испанского овоща отправлено назад. Однако, чтобы понять всю серьезность угрозы, приведем еще один факт. Томатная моль с легкостью поражает перцы, баклажаны и картофель как в открытом, так и закрытом грунте. При этом потери урожая могут достигать 100 процентов. А это, как все понимают, многомиллиардные убытки для сельского хозяйства страны.

— В грузовых пунктах пропуска водители прекрасно осведомлены о том, какие бумаги нужно предъявить инспектору фитоконтроля. В этом перечне товаросопроводительные документы и фитосанитарный сертификат, оформленный по всем канонам. Они знают: копии и незаверенные исправления не пройдут, подделка будет тут же наказана отказом в досмотре, неправильное написание груза на латыни автоматически означает возврат, — говорит Светлана Горупа. — Но на «Варшавском мосту» и в «Домачево», где наши инспекторы имеют дело с ручной кладью пассажиров, то и дело вспыхивают конфликты. Люди просто не знают, что при себе на те же картофель, саженцы декоративных растений, луковицы или семена цветочных культур нужно иметь фитосанитарный сертификат от карантинной службы страны происхождения. Хотя эта информация — на стендах в каждом пункте пропуска... Тысячу актов возврата мы оформили только в первом полугодии. А сколько гневных слов услышали в свой адрес! Одну жалобу я запомнила особенно, она начиналась словами: «Очень обидно, что ваш инспектор мне даже не посочувствовал…»

Но самим инспекторам обижаться некогда. С июля 2010 года, когда вступили в силу единые документы по фитосанитарному контролю, они досматривают все грузы, следующие транзитом в страны Таможенного союза. А это десятки, сотни машин, от качества проверки которых зависит безопасность сельхозугодий, посевов и здоровья наших партнеров в России и Казахстане. Это большая ответственность. Но какой ценой белорусская служба карантина ее обеспечивает, знают лишь те, кто хоть раз постоял на пронизывающих сквозняках рампы.

Когда я садился в фуру, идущую через Минск на Москву, инспекторы с тревогой рассказывали об очередной опасности, которая подстерегает Беларусь. Это западный кукурузный жук, который на корню уничтожает гектары царицы полей. Вредитель способен перемещаться на расстояния до 60 км в год. Он уже замечен в Польше и Украине. А в этом году «прорвал оборону» двух приграничных хозяйств Брестской области. Это очередной вызов, которому не суждено попасть в топ-новости таможенных сводок. 

---------------------------------

Любопытно

На территории Брестской области фитосанитарный контроль проводится в 15 пунктах пропуска. В первом полугодии инспекторы выявили 7 видов подкарантинных объектов в 214 случаях. Зараженная продукция поступила из 15 стран мира. По каждому факту принимались соответствующие меры: возврат, изъятие, уничтожение или обеззараживание. 

---------------------------------

Прямая речь

Александр РОМАНОВИЧ, заместитель директора-начальник инспекции по карантину растений Главной госинспекции по карантину растений Беларуси: 

За первые шесть месяцев этого года наши инспекторы проверили в пунктах пропуска без малого 2 миллиона тысяч тонн продукции растительного происхождения. При этом около 800.000 тонн ввозилось непосредственно в республику, а 1 млн. 200 тысяч тонн следовали транзитом. Рост в сравнении с 2011-м ощутимый: на 23 и 31 процент соответственно. 

В общей сложности выявлено 9 видов карантинных объектов из 19 стран мира. В их числе — восточная плодожорка, тутовая щитовка, средиземноморская плодовая муха, калифорнийская щитовка, белая ржавчина хризантем, повилика полевая, амброзия полыннолистная, череда волосистая и томатная минирующая моль. И если говорить о последней, нас тревожит растущее число поступлений в страну свежих томатов, зараженных этим карантинным объектом. На 20 августа выявлен 21 подобный случай. Возвращено 270 тонн помидоров, более 40 тонн - уничтожены. 

---------------------------------

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter