Науки много не бывает

Ученые подумают, как разделить «сиамских близнецов»

Как повысить ее эффективность, решали ученые

«Отчет о деятельности Национальной академии наук Беларуси в 2011 году» утвердила сессия Общего собрания НАН Беларуси. Материалы, представленные в документе, убеждают в том, что флагман научного цеха страны работает эффективно. В частности, при практически неизменной численности сотрудников общий объем работ, выполненных организациями Академии наук за минувший год за счет всех источников финансирования, составил более 152 процентов, а по научной, научно-технической и инновационной деятельности — 162 процента к уровню 2010 года. Прирост объема научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных по договорам с заказчиками, составил свыше 56 процентов к уровню 2010 года, при этом объем работ по хозяйственным договорам вырос почти на 29 процентов. За счет внебюджетных источников академическими организациями произведено продукции, выполнено работ и услуг на сумму более 837 миллиардов рублей, или свыше 156 процентов к уровню 2010 года. На 1 рубль бюджетных средств, выделенных на науку из республиканского и союзного бюджетов, приходится 2,6 рубля заработанных средств.

Тем не менее на форуме основной темой разговора стали проблемы, связанные с оптимизацией структуры НАН Беларуси, что позволит науке работать еще более продуктивно.

По словам председателя президиума НАН Беларуси Анатолия Русецкого, в некоторых академических институтах в трудный период выживания науки были «потеряны» конструкторские бюро, которые обеспечивали нормальный цикл развития научной идеи от замысла к воплощению в инновационную разработку. Пока эти утраченные структуры не везде восстановлены, что не позволяет творческим коллективам успешно взаимодействовать с отраслями.

Среди намеченных мер по реформированию структуры НАН Беларуси важная роль отводится холдингам, в которые войдут промышленные предприятия и академические институты. Кроме того, предполагается объединить некоторые близкие по тематике институты, чтобы они могли более эффективно обеспечивать научное сопровождение разработок. Например, уже принято решение о создании Объединенного института энергетики, который вберет в себя несколько научно-исследовательских организаций. Три учреждения экономического профиля сольются в Объединенный институт экономики. Готовятся документы по объединению Центрального ботанического сада и Института экспериментальной ботаники. Принято решение о включении Института генетики и цитологии, а также Института биофизики и клеточной инженерии в состав ГНПО «Химический синтез и биотехнологии». На базе институтов гуманитарного профиля, которые сохранятся как структурные подразделения, появится Центр национальной культуры. Будут создаваться Центр медико-биологических проблем, Центр «Природопользование» и другие структуры.

Окончательное решение по некоторым слияниям еще не принято, так как порой предварительно требуется провести серьезную подготовительную работу. Например, рассматривается предложение по созданию холдинга на базе научно-практических центров аграрного профиля, но создан он будет только в следующем году, так как входящие в него СПК и заводы следует предварительно акционировать, чтобы была возможность более активно привлекать инвестиции. Не все просто и с организацией холдинга физико-технического профиля, уже получившего условное название «Инновационные технологии машиностроения». Еще больше проблем, как выяснилось, может возникнуть при передаче академических организаций в смежные отрасли. Ведь в некоторых институтах профильная тематика составляет лишь треть исследовательской программы. Следовательно, при «смене флага» они будут попросту разрушены. Более того, многие структуры таких институтов носят межведомственный характер, хотя не могут существовать порознь, так как всегда дополняли друг друга. Как разделить таких «сиамских близнецов» и сохранить им жизнь — вопрос пока без ответа. Тем не менее решение по этим и другим спорным вопросам, связанным с реформированием НАН Беларуси, в ближайшее время будет принято, и, как надеются ученые, оно будет взвешенным.

Во всяком случае, первый вице-премьер Владимир Семашко, выступивший перед учеными, заверил их, что НАН Беларуси сохранится, несмотря на звучавшие в последнее время предложения раздать ее институты университетам. И сохранятся фундаментальные исследования. По его словам, страна, не имеющая крупных сырьевых ресурсов, может выжить только за счет интеллекта. Поэтому мы не должны жалеть денег на фундаментальную науку.

В то же время Владимир Семашко отметил, что начинать реформирование следует с отраслевой науки. Опыт 20 лет независимости показал, что те заводы, которые работали с документацией московских и ленинградских НИИ и конструкторских бюро, когда развалился Союз, оказались не способны спроектировать и поставить на производство что-либо серьезное и в результате оказались на грани банкротства. А выжили и нормально развиваются те предприятия, которые имели свои конструкторские бюро.

Сегодня же многие руководители таких предприятий понимают, что при возросшей конкуренции даже свое КБ не всегда может обеспечить должный уровень продукции. Поэтому, например, на БелАЗе, речь уже идет о создании научно-технического центра, который сможет и конструкторам помочь, и грамотно поставить задачу перед академической наукой, если сам будет не в состоянии решить ее.

В рамки этой концепции хорошо укладывается и новая структура НАН Беларуси, предусматривающая создание холдингов. Такие объединения дают возможность даже небольшим предприятиям, которые не могут себе позволить иметь собственную науку, организовать коллективный научно-технический центр в складчину. Это во-первых. А во-вторых, в сложных случаях научную поддержку производства могут обеспечить академические организации. Их руководители, входящие в совет директоров промышленного холдинга, всегда будут в курсе производственных проблем, а производственники, участвуя в работе отделений НАН, смогут оценивать реальный потенциал науки и ставить перед ней задачи. При этом важно, что решения совета директоров все руководители обязаны исполнять.

Среди других условий, необходимых для поддержания на должном уровне интеллектуального потенциала науки, Владимир Семашко назвал, пожалуй, главное: надо поднимать престиж ученого, платить ему нормальную зарплату, чтобы в эту сферу деятельности шли самые умные люди.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter