Профессор Геннадий Пальчик — о том, какие сегодня нужны руководители

Наука управлять

К СОВРЕМЕННОМУ управленцу общество сегодня предъявляет множество серьезных требований. Каков он, руководитель нового поколения, какими должен обладать качествами и компетенциями, как его подготовить? «СОЮЗ» попросил поделиться своим видением ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктора педагогических наук, профессора Геннадия Пальчика.

Геннадий Пальчик: Управление — прежде всего работа с людьми.

— Привлечение и мотивация молодых людей к системе управления — актуальная государственная задача. Этот вопрос на слуху во всем мире: международные эксперты акцентируют внимание именно на возрасте управленцев, когда речь идет о формировании руководящих кадров и государственной службы. Мне импонирует наша система: в Беларуси в каждом государственном органе (организации) создан резерв руководящих кадров. Это наиболее подготовленные и перспективные сотрудники. Кроме того, сформирован и ведется единый перспективный кадровый резерв (ЕПКР). В нем как раз состоят люди до 31 года, примерно 15 процентов из которых — студенты (в возрасте 18—22 года). А остальные 85 процентов — молодые люди, которые уже работают специалистами в областях экономики. И когда мы приглашаем слушателей в Академию управления на курсы переподготовки и повышения квалификации, обязательно добавляем, что в первую очередь хотим видеть в вузе тех, кто состоит в этих резервах. 

Я поддерживаю нынешний тренд, который звучит так: образование не на всю жизнь, а через всю жизнь. Поэтому если сам преподаватель, обучающий будущих управленцев, не развивается, не в теме актуальных проблем, то аудитория его просто не воспримет. У нас, к примеру, каждый лектор осознает, что нужно быть в курсе всего: от этого зависит оценка эффективности его деятельности. Также очень важно практико‑ориентированное обучение: чтобы обучение было эффективным, нужно «закрепить» слушателя за руководителями различных уровней профильных министерств и ведомств. Беседуя с управленцами различных уровней, я не слышал, чтобы возможность организации стажировки вызывала у них возражения. Конечно, многое зависит от напряженности рабочего графика, но уверен, и в России есть руководители, которые были бы только рады поделиться знаниями. С одной стороны, работа со стажером будет интересна и самому руководителю: ведь это возможность передать опыт, показать специфику деятельности. С другой — управленец может рассматривать его в качестве резервиста на должность в своей организации. Для слушателя стажировка важна тем, что он сможет в режиме online ознакомиться с опытом работы руководителя, причем в ведущей организации отрасли. 

Я убежден: веление времени таково, что в любой сфере ты не будешь успешным, если не развиваешься. Поэтому управленцы должны постоянно совершенствовать и трансформировать свои знания и навыки. 

Есть выражение «лечь на должность». Но мне кажется, сегодня другая динамика жизни. Актуальна иная фраза: если ты только «прилег», значит, что ты уже не на месте. 

Известно, что существует три главных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Многие спрашивают, какой же из этих стилей наиболее подходит для хорошего руководителя. Приведу пример из практики. Помню, читал когда‑то лекции для директоров школ. В то время как раз приняли решение о создании в Беларуси совета школы — в него входили в равных частях учителя, ученики и родители. Что интересно, директор не мог возглавлять этот совет. И вот я прихожу на лекцию, а у меня слушатели спрашивают: «Как вы относитесь к этому нормативному документу?» Отвечаю: «Если я сейчас нарисую структуру школы и во главе поставлю этот совет, а только потом директора, замов и так далее, вы скажете, что у меня демократический стиль управления. А если первым поставлю директора, потом завучей и совет — назовете авторитарным. Поэтому я директора поставлю в центре схемы, потому что он всегда крайний». Эта позиция, как говорится, от земли. Нет у управленца какого‑то единого стиля, он всегда смешанный. С моей точки зрения, обсуждение обязательно должно носить коллегиальный, экспертный характер, но решение всегда остается в зоне ответственности руководителя с обязательным мониторингом эффективности его реализации.

Каков же он, современный управленец? Этот вопрос требует обстоятельного и обдуманного ответа. Я придерживаюсь мнения, что руководитель должен быть профессионалом и глубоко знать сферу, которую возглавляет. Управление — это прежде всего работа с людьми. Всегда нужно помнить: не люди для тебя, а ты для людей. С моей точки зрения, управленческую плоскость определяют три составляющие, в данном случае профессионализм (знание сферы деятельности), отношение к коллегам (стиль руководства) и, безусловно, внутренняя порядочность. 

glushko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter