Вместе с земляками со Столбцовщины поедет на ВНС учитель физической культуры и здоровья Любковщинской школы Михаил Мамайко

Наука побеждать от Михаила Мамайко

На Всебелорусское народное собрание выбирают авторитетных и заслуженных людей, тех, кому можно доверить судьбу государства и свои надежды. Вместе с земляками со Столбцовщины поедет на этот форум учитель физической культуры и здоровья Любковщинской школы.

ВЕСЬ день у Михаила Андреевича расписан по минутам. Уроки, тренировки со школьниками и работниками ОАО «Родина Якуба Коласа» (спортивная команда местного хозяйства — одна из лучших в районе), общественная работа. В эти дни еще и репетиции, подготовка ко Дню памяти воинов-интернационалистов — Михаил Андреевич хорошо поет, играет на гитаре, пишет музыку и стихи. А как снега намело, пришлось проложить лыжню и расчистить озеро в метрах трехстах от школы. Все занятия по физкультуре теперь старается проводить на свежем воздухе. Два спаренных урока приносят огромное удовольствие и море позитива детям. Не говоря уже о здоровье. Потом заехать к брату в столбцовский ФОК, обсудить предстоящие дела, а еще заглянуть в зал атлетической гимнастики, оборудованный в Любковщинском доме культуры. Надо держать себя в форме. На перекладине и брусьях еще даст фору подопечным.

Его воспитанники, ученики обычной сельской школы, трижды побеждали на республиканских соревнованиях по пионерболу, обыгрывая ребят из Могилева, Гомеля, Гродно и других городов, в составе областной команды много раз занимали призовые места по волейболу. Самая большая гордость Михаила Андреевича — игрок борисовского БАТЭ Дмитрий Биончик. Самое большое достижение — никто из старшеклассников не курит. Это тоже заслуга учителя, авторитет которого непререкаем. По его следам пошли девять выпускников, трое окончили Академию МВД, столько же — Военную академию.

ОН вырос в многодетной семье в деревне Велемичи на Столинщине. Отец — механизатор, мама — доярка. Всем пятерым наследникам родители дали высшее образование. В школе, кстати лучшей на Полесье, ребята не только получили знания, но и закалились: у них четыре спортивных разряда по стрельбе, легкой атлетике, боксу и рукопашному бою. Лучшее из того чудесного мира Михаил Андреевич воплотил в своей учительской практике и воспитал достойных учеников: «Дети очень хорошие, понимают меня с полуслова».

Таким же спортивным вырос и брат-близнец Григорий. Вдвоем попали на службу в Афганистан. Не зря говорят: близнецы словно живут одной жизнью. Братья Мамайко не расставались никогда, всегда поддерживали и оберегали друг друга. Служили в мотострелковой части, сопровождали колонны с грузами. Фактически исколесили все дороги Афганистана. Запомнился каменистый пыльный серпантин, когда первый раз попали на Саланг, перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и центральную часть страны. Высота — 3878 метров. Через перевал проходит автомобильная дорога — важнейшая жизненная артерия Афганистана. На самой верхней точке смотришь вниз, и машины кажутся маленькими спичечными коробками. Зимой на дороге страшный гололед. Одевали на машины цепи, но все равно те срывались в пропасть. Водитель, всегда ехавший с открытой дверцей, едва успевал спрыгивать.

— До сих пор вижу во сне дороги… Кажется, сел бы в Пули-Хумри и поехал… Баграм, Джелалабад, Саланг, — они с братом мечтали вновь посетить эту страну, где мужали и познавали цену дружбе. Но не сбылось. — Мы с честью выполнили свой долг, знали, что охраняем, сражались и побеждали достойно, иногда ценою собственной жизни спасали товарищей…

Об одном из таких афганских эпизодов рассказал брат Михаила Андреевича, председатель Столбцовской первичной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Григорий Мамайко. Особый батальон обеспечения, расположенный в Пули-Хумри, доставлял во все горячие точки Афгана различные грузы, включая боеприпасы, горюче-смазочные материалы. Однажды в 1985 году их колонна в провинции Гардез, в 68 километрах от Кабула, попала в засаду. «Духи» из гранатомета подожгли головную машину, которую вел боевой товарищ и друг Сергей Рогаль, также белорус, призвавшийся из деревни Ласицк Пинского района. И быть бы большой беде, если бы не мужество рядового Рогаля. Под плотным огнем врага он продолжал вести пылающую машину, чтобы не смогли в упор расстрелять всю колонну. Вот, казалось, еще мгновение — и он выпрыгнет из горящей кабины, но… Серега так и повис на двери машины, сраженный пулей. Забрать его тело никак не могли: будто в отместку ему, снайпер долго бил по всякому, кто осмеливался приблизиться к погибшему бойцу. Лишь когда подогнали БТР, закрыв техникой зону обстрела, смогли подобрать убитого товарища.

В этой скоротечной и смертоносной схватке погибло пятеро солдат. Но задача была выполнена: основной груз, включая боеприпасы, доставили по назначению. За этот бой братья Мамайко награждены медалями «За боевые заслуги».

У  МИХАИЛА Андреевича есть и медаль «За отвагу». Был ранен, контужен. Перед тем как подорвался на мине, у него и брата было тревожное предчувствие. Чудом удалось остаться в живых. Как у Симонова: «Как я выжил, будем знать только мы с тобой…» Михаила хотели отправить в Союз на лечение, но он отказался, потому что знал: обратно не вернется, а брату еще служить полгода. Разве можно его бросить? Долечился в Кабуле и снова в часть. В мае вместе ушли на дембель.

Григорий, подхватив тяжелую инфекцию, тоже попал в госпиталь в Термез. Его оставляли после лечения дослужить в Союзе, но и он не согласился, чтобы быть вместе с братом. Такая вот история о братской преданности. А в письмах домой ни слова, где служат и какие испытания прошли. Берегли родителей. Даже когда Григорий находился в узбекском госпитале, не сообщали на родину — чтобы отец не ехал через весь Союз проведать сына. Только после публикации в газете тайну пришлось раскрыть. По возвращении сыновей из Афганистана родители обижались, но не долго: видеть их живыми и здоровыми разве не счастье?

Потом вместе поступили в Брестский педуниверситет на факультет начальной военной подготовки и физической культуры. После ранения Михаил сумел восстановиться, легко выдерживал нагрузки на занятиях и увлекся оздоровлением по системе Порфирия Иванова. С другом даже на родину врачевателя ездили, читали его дневники. До 45 лет обливался холодной водой и плавал в проруби. А ведь в госпитале ему предлагали оформить группу инвалидности…

ПОСЛЕ вуза оба обосновались на Столбцовщине. Григорий — в райцентре, а Михаил Андреевич построил дом в Любковщине: уж очень места, где родился Якуб Колас, приглянулись. Воспитал дочь, свою гордость: Диана Мардас — акушер-гинеколог и основательница проекта про осознанное материнство «МамаPRO». К боевым наградам добавилась и трудовая: Михаил Мамайко награжден медалью «За трудовые заслуги».

Григорий Андреевич тоже учитель физкультуры, возглавляет клуб боевых единоборств «Защитник Оте­чества». Десятки мальчишек под его н­ачалом занимаются рукопашным боем, взрослеют и мужают. Оба учат подрастающее поколение Родину любить.

— Хотелось бы на Всебелорусском народном собрании поднять вопрос досрочного выхода на пенсию бывших воинов-интернационалистов из числа сержантского и рядового состава, — делится своей насущной заботой Михаил Мамайко. — Было бы честно и законно, чтобы в трудовой стаж им, как офицерам, год службы засчитали за три. Основные льготы идут при выходе на пенсию. Это льготная оплата (50 процентов стоимости) коммунальных услуг, лекарств. А здоровья с годами не прибавляется — у нас умерли три афганца в возрасте чуть более 60 лет. Думаю, вопрос будет решен положительно.

Хочет сельский учитель, чтобы больше внимания в школах уделялось патриотическому воспитанию, современной истории нашего молодого государства, достижениям за 26-летний путь его развития, которыми по праву можно гордиться.

klimovich@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter