Наука плюс образование

"Невозможно без самой активной поддержки науки и образования добиться процветания государства.
"Невозможно без самой активной поддержки науки и образования добиться процветания государства. В Беларуси нет больших запасов природных ресурсов, но имеются огромные интеллектуальные ресурсы, и нужно использовать их на все сто процентов. 10 тысяч сотрудников Национальной академии наук - могучий потенциал, способный обеспечить прорывы во многих областях".

Именно с таких заявлений началась пресс-конференция на тему "Интеграция науки и образования", в которой приняли участие представители руководства Академии наук, Министерства образования и Белорусского государственного университета. Согласно Декрету Президента "О совершенствовании государственного управления в сфере науки" Национальная академия наук должна осуществлять организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок. Выстраивание подобной "вертикали" призвано упорядочить работу научной сферы. Академией наук уже проведена экспертиза по определению приоритетных направлений деятельности, на которых в дальнейшем будут сконцентрированы и силы ученых, и финансовые средства. "Нашим серьезным недостатком было то, что мы пытались поддерживать всех и вся. Нельзя делать ставку на неконкурентоспособную продукцию, неперспективные производства, пора внедрять наукоемкие новейшие технологии. Нужно ориентироваться на развитие микроэлектроники, биологических, химических исследований, информационных и нанотехнологий", - заявил президент НАН Михаил Мясникович. Направления, не попавшие в число приоритетных, закрывать не планируется, однако они будут финансироваться, так сказать, по остаточному принципу.

Что касается интеграции науки и образования, этот процесс - не новость сегодняшнего дня. В системе Министерства образования работают 40 научных организаций, 10 из которых находятся в структуре БГУ. В 2001 году Академией наук и вузами было заключено 50 договоров о совместной творческой, научно-технической и педагогической деятельности. В том же году к выполнению плановых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ было привлечено 90 преподавателей вузов и около 180 студентов. Совместная подготовка кадров, стажировки, педагогическая деятельность ученых НАН почти во всех государственных вузах, участие академиков в работе советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в написании учебников, методических пособий, энциклопедий и словарей - это только некоторые направления сотрудничества ученых и учреждений образования.

Не менее насущной темой остается, образно говоря, интеграция науки и образования с бизнесом, хотя ученые не преминули заметить, что важнейшая роль в развитии этих двух сфер все-таки принадлежит государственной политике, а не коммерции. Сегодня бизнес-структуры готовы вкладывать средства и в подготовку кадров, и в научные разработки. Но для этого необходима соответствующая нормативная база. В привлечении коммерческого капитала должна помочь и деятельность создаваемого сейчас специального фонда по поддержке образования.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter